Семенова Татьяна Вячеславовна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Инклюзивный клуб творческих свершений «ВМЕСТЕ» в рамках межшкольного молодежного объединения «Общение без границ». Цель: воспитание у подрастающего поколения уважения к людям с ОВЗ путем их вовлечения в совместную деятельность, а также через получение молодыми людьми опыта социального волонтерства.
Семенова Татьяна Вячеславовна
Семенова Татьяна Вячеславовна
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2» г. Чебоксары
Чебоксары, Приволжский ФО
http://cheblyceum2.ru/



содержание проекта


В современном обществе все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. Наш проект инклюзивного клуба творческих свершений "ВМЕСТЕ"призван воспитывать с раннего детства поколение, для которого совместное равное проживание с людьми с ОВЗ станет частью мировоззрения. Мы сохраняем и развиваем уже существующие направления деятельности ММО "Общение без границ", но расширяем целевую аудиторию, увеличиваем интенсивность взаимодействия и спектр творческих и спортивных мероприятий. Занятия в инклюзивном клубе творческих свершений «ВМЕСТЕ» планируется проводить на постоянной основе на базе Лицея №2 в течение учебного года во второй половине дня. Участие в мероприятиях клуба добровольное. Периодичность занятий 2-3 раза в неделю. На занятия приглашаются ученики школ города для типичных детей и детей с ОВЗ и инвалидностью. Формируются инклюзивные группы по возрастам и интересам. Формы занятий: обучающие мастер-классы разной направленности, творческие конкурсы, спортивные мероприятия (в т.ч. спорт для людей с инвалидностью), экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подготовка проектов, организация и участие в благотворительных событиях, мероприятия с родителями, а также организация профильных смен в летний оздоровительный сезон на базе загородного ДОЛ, в др. каникулярное время на базе лицея, школы-партнера или ДОЛ. Занятия проводят как приглашенные педагоги дополнительного образования, педагоги школ-участниц, так и сами учащиеся. Мы продолжаем активно использовать ИКТ при организации, подготовке и проведении мероприятий (мультимедийные пособия, электронные и информационные ресурсы с визуальной и аудио информацией, электронная почта, поисковые системы, социальные сети, комплексная программная информационная система «Сетевой город. Образование», образовательные порталы https://www.youtube.com/channel/UCRF3EZeubE6XB4nQ787kXlQ, https://www.voginfo.ru/, http://deafsign.ulcraft.com/, мобильное приложение “Сурдофон” ), планируем ввести дистанционное обучение skype-уроки для обучения слышащих школьников, находящихся за пределами г.Чебоксары, основам жестового языка. Одним из направлений работы мы видим знакомство с успешными добровольческими практиками и обучение социальному проектированию. Мы убеждены, что в инклюзивном клубе мероприятия по сплочению, взаимодействию детей с разными физическими возможностями будут способствовать повышению уровня социальной комфортности, успешности, активности участников проекта, интеграции большего количества детей с физическими нарушениями в общество на основе уважения и принятия.

Целевая группа проекта
школьники в возрасте 7-18 лет
Результаты проекта
Количество детей, прошедших курс по основам русского жестового языка, в т.ч. дистанционно- не менее 40 Положительная динамика количества участников конкретных дел, акций, мероприятий, в т.ч. дистанционных творческих конкурсов; Качество продуктов социально-творческой деятельности участников клуба (поделки, рисунки, фотографии, акции и др); Заинтересованность детей в спортивных мастер-классах (в т.ч. по спорту людей с инвалидностью), их участие в соревнованиях; Разработка и реализация социальных проектов участниками клуба; Динамика уровня развития личности участников проекта: не умел-научился, не знал -узнал; Повышение уровня социальной комфортности, успешности, активности участников клуба (анкетирование, наблюдение и т.д.) Вовлечение детей с ОВЗ и инвалидностью в мероприятия клуба в качестве участников, инициаторов и организаторов событий; Самообразование и повышение квалификации задействованных педагогов Укрепление партнерских взаимоотношений между школами-участницами
Используемые образовательные технологии
1.Технологии коллективного взаимообучения и сотрудничества, когда создаются условия для активной совместной деятельности учащихся в различных ситуациях.Обучаясь в команде, планируя коллективно- творческие дела в клубе, разбившись на группы, дети находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.Использование данной технологии позволяет повысить личную ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.2. Технология мастерских, т.к. эта система предоставляет каждому ребенку возможность реализовать себя в познании, опираясь на его индивидуальные способности и опыт. Мы убеждены, что каждый ребенок способен. Задача педагога- создать оптимальные условия для развития его талантов. 3. ИКТ при организации, подготовке и проведении занятий /мероприятий. Вышеперечисленные технологии используются в сочетании со здоровьесберегающими, проектными технологиями.
Методы и способы измерения результатов проекта
Количество прошедших курс по основам русского жестового языка, в т.ч. дистанционно; Выставки продуктов социально-творческой деятельности участников клуба (поделки, рисунки, фотографии и др); Количество участников спортивных мастер-классов, соревнований; Количество и качество реализации разработанных социальных проектов участниками клуба; Количество детей с ОВЗ и инвалидностью, принимающих участие в мероприятиях клуба; Количество событий, инициированных самими участниками клуба; Отзывы педагогов, работающих с детьми в клубе, и родителей участников Анкетирование, наблюдение, беседы
Условия реализации проекта
1. Заинтересованность и вовлеченность целевой аудитории (школьников) 2. Привлечение педагогов дополнительного образования 3. Привлечение сурдопедагога, психолога 4. Сотрудничество администрации и педагогов школ-участниц 5. Развитие социального партнерства школ-участниц с спортивно-адаптивной школой, предприятиями и учреждениями города 6. Учебно-материальная база и оснащенность лицея 7. Транспортировка детей с ОВЗ и инвалидностью во внеурочное время 8. Информационная поддержка проекта Клуба и анонсирование мероприятий с использованием ИКТ 9. Самообразование и повышение квалификации педагогов 10. Финансовые ресурсы на оплату труда педагога, возможные расходы по организации и проведению занятий (материалы для проведения занятий, канцтовары, предметы с символикой клуба, поощрение по итогам мероприятий/ учебного года и т.д.)
Возможные риски и пути преодоления
Возможно небольшое количество участников Клуба. Опыт показывает ,что даже если на начальном этапе заинтересованных мало, затем в процессе, "из уст в уста" информация распространяется и количество участников увеличивается. Взаимодействовать на равных с людьми с ОВЗ и инвалидностью не всегда просто сначала даже взрослому человеку, но в результате взаимодействия, сотворчества и сотрудничества, барьеры в общении между детьми постепенно исчезают. Педагогам надо двигаться, искать, создавать условия, ситуации, в которых каждому ребенку будет комфортно. Следующий риск-лицей не оснащен по программе "Доступная среда", нет пандусов. До сих пор проблем с участием детей с нарушением ОДА в событиях не возникало, мы проводили занятия на 1 этаже здания. Можно предположить,что не каждый педагог согласиться работать во второй половине дня после насыщенной первой. В этом случае, на начальном этапе мы планируем использовать личные контакты.
Возможности масштабирования проекта
Проект может быть реализован другими педагогами. Я считаю, в основе всего хорошего сам человек. Поэтому, на мой взгляд, прежде всего сам педагог должен быть вдохновлен и иметь желание перенять опыт, попробовать что-то, что будет способствовать его саморазвитию и развитию его воспитанников. На семинарах для классных руководителей я делюсь своим опытом работы по организации жизнедеятельности Объединения и установлению сотрудничества с педагогами других школ.
Пример использования проекта
Наше ММО "Общение без границ" основано в 2014 году. И начиналось как молодежный социокультурный проект, в рамках которого слышащие лицеисты изучали основы русского жестового языка и совершенствовали его общаясь с глухими и слабослышащими школьниками ОУ для обучающихся с ОВЗ, на следующем этапе закончившие курс лицеисты обучали своих сверстников в школах города. Сегодня в нашем Объединении три основных направления:1. Изучение основ русского жестового языка и пальцевой азбуки. Жестовое пение. За 4 года обучение прошли более 80 слышащих школьников, сегодня ЖЯ изучают 25 школьников. Занятия проходят еженедельно (1 астрономический час в неделю). Кроме того, учащиеся изучают жестовое пение и успешно выступают совместно со слабослышащими и глухими ребятами на мероприятиях разных уровней. 2.Организация и проведение совместных творческих, спортивных, образовательных событий. Традиционно уже пятый год ежемесячно мы организуем и проводим творческие, спортивные, образовательные мероприятия, объединяющие детей с разными физическими возможностями.В 2017 году мы заложили традицию ежегодного проведения декады добра "Мир, который нужен мне. 3.Социальное волонтерство (активное участие в проведении городских и республиканских мероприятий для детей и взрослых с ОВЗ и инвалидностью). В Чувашии активно развивается паралимпийский вид спорта для людей с серьезными поражениями ОДА - бочча. Участники Объединения активно участвуют в проведении городских, республиканских спортивных мероприятий по бочча в качестве судей. Следует отметить, что активность детей с ОВЗ в рамках Объединения способствует их быстрой успешной социализации. Сегодня постоянными участниками Объединения являются школьники в возрасте 8-18 лет и педагоги МБОУ "Лицей №2" города Чебоксары, БОУ ЧР "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3", БОУ ЧР "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №2". В летнем сезоне 2018г на базе загородного ДОЛ была проведена профильная смена.
материалы проекта
Текстовые материалы
https://cloud.mail.ru/public/2wxZ/Fydephf8u, http://cheblyceum2.ru/school_life/educational_work/ya-tebya-slyshu/, https://vk.com/obshcheniyebezgranits, http://cordis.fondsci.ru/stories/2018/obshhenie-bez-granicz.html , http://www.schoolnano.ru/node/16605, http://новости.чувашские.рф/v-cheboksarah-podveli-itogi-pervogo-gorodskogo-konkursa-na-prisuzhdenie-premii-my-budushhee-goroda-cheboksary-2015/?reset-settings=wcp-wcp_weather_mini_widget-2, https://vk.com/event45943347 , http://www.cap.ru/news?type=news&id=3108020, http://chebschool10.ru/novosti/1666-jhfhf , http://www.tvorite.ru/2016/01/18/uchastniki-molodezhnogo-sociokulturnogo-proekta.html , http://dhs21.ucoz.ru/news/2016-01-16-390 , http://www.cheboksary.ru/education/68402_v_leninskom_rajone_otkrylas_shkola_molodezhnogo_aktiva_ja_-_buduschij_lider_2016.htm , http://www.chgtrk.ru/?c=view&id=15739, http://chgtrk.ru/?c=view&id=11818 , https://vk.com/videos43310755?z=video-109871149_172158906%2Fpl_43310755_-2