Парашина Елена Юрьевна - Победитель конкурса #iучитель2019.
"От лего-историй к проектам" Развитие навыков проектной деятельности младших школьников через создание Лего-историй.
Парашина Елена Юрьевна
Парашина Елена Юрьевна
учитель начальных классов
Муниципальное автономное образовательное учреждение "Гимназия №33"
Пермь, Приволжский ФО
http://school33-perm.ru/



содержание проекта


Формирование навыков проектной деятельности у младших школьников процесс непростой. Ученики начальной школы не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые могли бы использовать при выполнении проектов. Поэтому возникает необходимость подготовки детей к проектированию, в результате чего школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности. Как сделать процесс работы над проектом понятным для детей? Как научить проходить весь путь от идеи до конечного продукта, учитывая их возрастные особенности? Помочь детям понять и освоить технологическую составляющую проекта может опыт создания Лего-историй. (Лего-история - это история, из трёх частей, построенная с помощью кирпичиков конструктора Лего). При использовании в своей практике ресурса "Построй свою историю" от LEGO Education, разработанным для развития устной и письменной речи детей, стало очевидным, что потенциальные возможности его использования широки. Оценивая процесс создания Лего-истории с технологической точки зрения, я убедилась, что он соответствует формуле "пяти П" работы над проектом (Проблема-Планирование-Поиск информации-Продукт-Презентация). ПРОБЛЕМУ для создания истории формулирует учитель. Дальнейшие действия осуществляют обучающиеся. ПЛАНИРОВАНИЕ : намечают сюжет, выбирают героев,распределяют "роли" (сценаристы, конструкторы, оформители), уточняют конечный продукт. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - реализуют проект: сочиняют три части (начало, середину, конец), воспроизводят их из Лего, фотографируют, работают в специализированных программах , создавая комикс или постер. ПРОДУКТ - им является постройка истории и комикс или постер. (Являясь продуктом, Лего-история подлежит оценке по критериям, разработанным детьми совместно с учителем). ПРЕЗЕНТАЦИЯ - дети готовят устное выступление. При необходимости история записывается, добавляются реплики. Демонстрируется классу . Таким образом создание Лего-истории можно назвать мини-проектом, работая над которым, учащиеся проходят всю технологическую цепочку от замысла до продукта. Имея такой инструмент, считаю возможным, при систематическом его использовании, сформировать у моих учеников навыки проектирования, особенно развить технологическую компетентность. Лего-история создаётся группой, а значит у детей будут формироваться навыки создания групповых проектов, в которых необходима чёткая слаженная организация работы. Для этого считаю необходимым организовывать коммуникацию в группе на уровне кооперации. Организовать систематическую работу по созданию Лего-историй можно на уроках. Для этого следует выбрать предметы (лучше всего подходит литературное чтение) и определить темы, которые можно изучать, строя Лего-истории. Учитывая,что урок длится 45 мин., учителю необходимо так организовать процесс создания истории (создать интерактивную среду), чтобы к концу урока был создан продукт. Во внеурочной деятельности реализовать проект создания Лего-историй можно через кружок или спецкурс.

Целевая группа проекта
Проект направлен на обучающихся начальной школы (7-11 лет) и среднего звена (12-13 лет)
Результаты проекта
Учащиеся приобретут навыки основ проектирования, умение работать в команде и эффективно распределять обязанности, способность осуществлять процесс от постановки цели до получения продукта, воплощать в жизнь свои замыслы, фантазировать, конструировать многочисленные познавательные модели, видеть конечный результат, переходить от простых задач к более сложным, проявлять свою индивидуальность. Приобретут качества экспериментаторов и изобретателей. Освоят правила поведения в социуме. Научатся объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. Конструировать по условиям, заданным взрослым.Работать по предложенным инструкциям. Научатся планировать, рефлексировать, корректировать результат своей деятельности. Приобретут навыки работы с с инструментами SMART, программой Story Visualizer, веб-камерой, документ-камерой. Рост технологической компетенции детей. Победы в конкурсах. Готовность к социальному взаимодействию, к решению проблем.
Используемые образовательные технологии
Структуры сингапурской методики, требующие чёткого выполнения алгоритма взаимодействия, в основе которых лежит кооперативный метод, позволяют мне эффективно организовать работу команды по созданию проектного продукта (Лего-истории), распределить равную ответственность внутри группы , осуществить одновременное взаимодействие всех членов команды - создать интерактивную среду, смену деятельности, что способствует здоровьесбережению. Цифровые технологии - работа в специализированных программах Story Visualizer (веб-приложение ресурса "Построй свою историю"), Smart Notebook для создания комиксов Лего-историй позволяет развивать ИКТ-компетентность учащихся, организовать близкую, понятную среду для "детей цифрового мира". Метод проектов - для организации самостоятельной, исследовательской творческой деятельности детей, позволяющей воплощать новые знания в реальные продукты. Формирующее оценивание - критериальное оценивание созданного продукта (готовой Лего-истории) и командной работы.
Методы и способы измерения результатов проекта
В стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий (УУД). Работа над проектом (создание Лего-истории) направлена на развитие всех видов УУД. Поэтому предметом оценки является уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся. В качестве внешней оценки сформированности УУД, можно использовать мониториг ЭМУ (Международный мониторинговый проект для учащихся 1-4-х классов), проводимый 1 раз в год, а также независимые мониторинговые исследования, проводимые региональной системой оценки качества образования (Пермский край) 2 раза в год. В качестве внутренней оценки- наблюдения педагога по "росту" каждого ученика в ходе реализации проекта ( способности планировать, включаться в коммуникацию, работать с информацией, решать возникающие задачи) Оценке подлежит и продукт (созданная Лего-история), качество которой, оцениваемое по совместно с детьми разработанным критериям, говорит об успешности реализации идеи.
Условия реализации проекта
Материальные ресурсы: 1)специализированные наборы конструкторов Лего "Построй свою историю" или сборный конструктор Лего (с кирпичиками-деталями для построек, человечками, аксессуарами, животными, растениями, предметами быта), 2)программное обеспечение Story Visualizer или Smart Notebook для оформления историй в виде комиксов, постеров, репортажей. Можно использовать программу PowerPoint для оформления лего-историй. Технические: компьютер (ноутбуки), веб-камера или документ-камера, экран или смарт-доска для демонстрации.Кадровые - учитель(разработчик и исполнитель проекта)
Возможные риски и пути преодоления
1) Недостаточное оснащение специализированными LEGO конструкторами. Решить проблему можно, сделав запрос директору школы о приобретении конструкторов. Другой вариант - пользоваться "сборными" конструкторами, собранными из личных Лего-конструкторов детей, которые есть почти у каждого ребёнка. 2) Неполный охват детей при реализации проекта через работу кружка. Выход- включение создания Лего-историй в урочную деятельность при соблюдении выполнения программ, при чётком выборе предметов и отборе тем,на которых это возможно сделать. Как вариант- в рамках программы по технологии в качестве учебного модуля. 3) Риск "ухода в игру". Процесс создания Лего-истории имеет мощную игровую составляющую, чем и привлекает детей. Выход - от учителя требуется чёткая организация процесса и контроль за его выполнением.4) При реализации проекта на уроках - временные рамки. Чтобы за урок успеть создать продукт (историю и комикс) требуется особая организация урока с распределением ролей и обязанностей.
Возможности масштабирования проекта
Проект может быть реализован в каждом общеобразовательном учебном заведении. Идея привлечёт внимание учителей начальных классов и среднего звена, ведущих гуманитарные предметы. Проект можно реализовывать через кружковую работу, краткосрочные курсы, включать в программу школьного лагеря. Главное- учителю нужно иметь ЖЕЛАНИЕ конструировать вместе с детьми, владеть навыками проектной работы и быть ИКТ- компетентным. Для реализации проекта учителю необходим оригинальный конструктор Лего "Построй свою историю" или "сборный" конструктор,принесённый детьми. Для создания комикса- программное обеспечение Story Visualizer, которое есть в бесплатном доступе на сайте LEGO Education. Для оформления можно использовать инструменты Smart Notebook. В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Процесс создания Лего-истории, при правильной организации, может отлично развить проектные навыки детей.
Пример использования проекта
Ресурс, который я использую для реализации своей идеи, был разработан компанией LEGO Education и направлен на развитие речи детей. Применяя этот ресурс для развития проектных умений учащихся, мною были определены области его применения. В урочной деятельности выбраны предметы литературное чтение и окружающий мир. Во внеурочной деятельности -спецкурс "Магия Лего", разработанный в соавторстве с моей коллегой (Якуповой Н.В.). На уроках литературного чтения Лего-истории использую при изучении разных жанров (рассказ, сказка, былина, пословица, небылица, фанфик, спин-офф) ,творчества писателей. На уроках окружающего мира - при изучении природных зон и сообществ. В результате расширения изучения учебного материала по некоторым темам окружающего мира,появились проекты: "Памятники Юнеско", "Достопримечательности Перми". Приведу пример создания Лего-истории при изучении былин в 4 классе. Работа строилась так: детям было задано-прочитать былины и заполнить чек-лист, указав название прочитанных произведений, положительных и отрицательных героев, их особенности. "Пять П": 1) Была поставлена задача -сочинить Лего-историю в жанре Спин-офф, в которой главный-герой (один из злодеев былин) попадает в ситуацию, в результате которой становится положительным героем; 2)Планирование: класс разбился на 3 группы для работы над своей частью общей истории (началом, серединой, концом), в каждой группе определились сценаристы, строители, оформители;3) Реализация: одновременно взаимодействуя, объединились сценаристы (для создании сюжета), оформители (для подготовки комикса). 4) Создание продукта: вернувшись в свои группы, оформители и сценаристы вместе со строителями, которые подготовили конструкторы, воспроизвели свою часть истории. Оформители, сфотографировав постройку, создали комикс в веб-приложении.В это время сценаристы и строители в каждой группе готовили устное выступление - рассказ своей части истории.5) Презентация -представители от групп рассказали историю, представили комикс.
материалы проекта
Текстовые материалы
http://school33-perm.ru/images/wp/magiya-lego-programma-kursa-metodicheskie-rekomendacii.PDF, https://www.1urok.ru/categories/10/articles/7716, http://school33-perm.ru/arhiv-main2?start=10, https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%8E%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8E&lr=50, http://school33-perm.ru/vneurochnaya-deyatelnost-gimnazii/lager-dosuga-i-otdykha-gimnazii-33