Шмелева Екатерина Вячеславовна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Student planner – инструмент для развития креативности
Шмелева Екатерина Вячеславовна
Шмелева Екатерина Вячеславовна
Учитель
АНОО "Областная гимназия им. Е.М. Примакова"
д. Раздоры, Центральный ФО
http://ogprim.ru



содержание проекта


Проект Student planner отличается от… …школьной газеты, так как построен на идее интерактивного взаимодействия с пользователем. …дневника ученика, так как нацелен на структурирование всего расписания ребенка, не только урочного, несет в себе мотивирующий контент и инструменты для формирования осознанного и креативного отношения к организации своего образа жизни, аутентичен – может меняться в соответствие с идеями и целями новой рабочей группы и контекстом жизни школы. Проект планера подразумевает не только издание полиграфического продукта, но и форматы очной работы – сбор обратной связи от пользователей (интервью, опрос, фокус-группы), тематические встречи. На следующее полугодие вслед за первым планером мы планируем провести цикл встреч, посвященных разделу #артдневник – обсуждению того, что посмотрели, прочитали, послушали и посетили наши ученики. Печатный продукт становится поводом для взаимодействия учеников из разных классов и фиксации своего личного опыта. Возможные вариации развития проекта планера на следующее полугодие (мы подготовим планер для следующего 2019/2020 учебного года): - тема тайм-менеджмента «Как мне все успевать?» (для Гимназии актуален вопрос избыточно образовательной среды – 9-10 уроков в день, кружки. Набор инструментов по тайм менеджменту может быть представлен в печатном виде в формате комиксов/дерева возможностей и тд., и как подготовленные рабочей группой тематические встречи). - тема изменения окружающего пространства «Что я могу изменить?» (тьюториалы и вдохновляющие примеры по тому, как можно делать выставки, плакаты, клубы по интересам, благотворительные и экологические акции). - тема эмоционального комфорта «Как быть счастливым?» (темы дружбы, хобби, выбора своих интересов, комфортного взаимодействия с окружающими). Погружение в описанные выше темы или темы, предложенные детьми, подразумевает, что за полгода работы сами дети становятся экспертами в том или ином направлении. Как человеку, отвечающему в школе за самоуправление в формате Houses system, мне важно, что все больше проектов в школе связаны с инициативой, исходящей от детей, и тем более важна институционализация подобных практик. Летом мы сделали ежедневник-планер для учителей, учитывающий особенности работы в Гимназии и дающий рекомендации для различных школьных ситуаций. Так же, как и детский планер, учительский будет перестраиваться, исходя из смысловых целей на будущий год. Я считаю, что продукты такого рода, балансирующие между официальной и неформальной культурой, позволяющие персонализировать и присваивать школьные практики, очень полезны для ориентации в насыщенной образовательной среде – как для детей, так и для учителей. Надеюсь, что планер станет базой и стимулом для формирования культуры осознанности и свободной креативности, позволяющей учащимся создавать множество интересных проектов и практик.

Целевая группа проекта
Целевая группа на роль создателей проекта – учащиеся 7 классов, выбирающие курс по выбору, однако к проекту могут подключаться и другие ученики 5-11 классов. Потенциальный круг охвата – все ученики Гимназии с 3 по 11 класс.
Результаты проекта
Ожидаемый результат для группы учащихся-проектировщиков – получение опыта создания авторского проекта профессионального уровня, рост веры в собственные креативные возможности, развитие навыков работы в команде. Хочу заметить, что среди выбравших мой курс больше половины учеников регулярно получали замечания и не идентифицировались учителями как успешные учащиеся. Однако каждый из них в течение работы внес свой вклад, и, например, одна из участниц, отличающаяся избеганием публичных выступлений, сама предложила рассказать о проекте на одной из ассамблей школы. Ожидаемый результат для пользователей планера – рост доверия к среде (планер как знак, что школа говорит с учениками на одном языке), рост навыков самоорганизации и креативности.
Используемые образовательные технологии
Основная педагогическая технология – project-based learning, подразумевающая получение продукта в качестве основного результата работы. Курс строится через передачу учителем основных идей проектной деятельности – необходимости анализа аудитории, ресурсов, составления критериев эффективности и тд, - и использование нескольких конкретных методик. Обучение проектному мышлению – scrum-доска (используется в течение проекта). Способы развития креативного мышления (выборочно) – метод шести шляп Де Боно, формат станций (дети, ответственные за разные разделы продукта, садятся по отдалению друг от друга, каждые 5 минут к ним приходит новая группа и обсуждает их идею), кластеризация идей с помощью стикеров, скетчи, свободное письмо. Цифровые технологии – Photoshop, Canva.com и другие редакторы Ход занятия: актуализация сделанного, совместная постановка цели за встречу, разработка нового раздела через методики развития креативного мышления, обсуждение, совместное решение об итоговом контенте.
Методы и способы измерения результатов проекта
Количественные способы измерения: 1. Количество реальных пользователей планера. 2. Количество посетителей на тематических встречах (посвященных обсуждению #артдневника, теме моды и ключевых тем следующих планеров). Качественные способы измерения: 1. Фокус-группа для пользователей (уточнение круга наиболее отзывчивой аудитории, какие разделы оказались более и менее привлекательными, почему, сбор пожеланий). 2. Рефлексия с проектной группой по итогам каждого полугодия (шкала удовлетворенности, кластеризация новых навыков).
Условия реализации проекта
Организационный ресурс – меня подтолкнула к этому проекту система курсов по выбору, которая позволила включить в образовательный процесс проектный курс со сменяющейся командой. Курс идет один час в неделю. Также курс может проходить в формате дополнительного образования. Финансовый ресурс – стоимость печати планеров. Стоимость печати 100 экземпляров из 8 полос формата А5 составила 14 000 рублей. Также мы нанимали дизайнера для окончательной верстки наших эскизов – 10 000 рублей. При необходимых усилиях и навыках владения графическими редакторами учителя-ведущего или учащихся расходы на дизайнера могут быть минимизированы. Кадровый ресурс – педагоги, готовые к инициативам обучающихся, владеющие инструментами проектирования в образовательной деятельности.
Возможные риски и пути преодоления
Главный фактор успеха – готовность учащихся Гимназии использовать планер. Мотивирующим элементом является то, что продукт изначально задуман и создан детьми. Однако заполнение планера требует временных и интеллектуальных усилий, поэтому мы считаем тематические встречи и презентации в рамках ассамблей школы, поощряющие, например, яркие способы заполнения #артдневника, важным дополнением проекта. При смене проектной группы существует риск, что предыдущая группа не будет достаточно мотивирована, чтобы продолжать работу вне курса. Эту проблему мы также хотели бы решить созданием дополнительных мотивирующих условий – участием проекта планера в конкурсе, поощрение авторов значком «Лидер недели» (практика Гимназии). Если наше исследование обратной связи покажет, что формат планера не является наиболее подходящим для главной цели – формирования осознанного и креативного образа жизни детей, то мы сможем переформатировать проект в серию плакатов/карточек с последующей презентацией и рефлексией
Возможности масштабирования проекта
Мы считаем, что как сам формат итогового продукта (планер), так и методика его создания (проектные сессии, развивающие и уточняющие самостоятельные высказывания детей) могут быть масштабированы в любые школы. Благодаря работе электронного журнала во многих школах ведение бумажного дневника становится не обязательным, однако при этом детям не удобно постоянно возвращаться к расписанию. Разработанный учащимися школы планер, аутентичный для ее контекста и несущий в себе помимо расписания еще ряд ненавязчивых инструментов для развития креативности и повышения уровня эмоционального комфорта, мог бы быть решением этого вопроса. Для удачного заимствования проекта важно соблюдение принципа открытости к запросам учеников, знание основ проектной работы и развития креативного мышления, а также настроенность на долгосрочный процесс и результат. Ресурсы для печати продукта могут быть собраны как через презентацию проекта администрации школы для его финансирования, так и через краудфандинг.
Пример использования проекта
В Гимназии, в которой я работаю, существует система курсов по выбору, сменяющихся ребенком раз в полугодие. Я предложила курс, нацеленный на создание печатного продукта (журнала/сборника), тема и содержание которого должны быть разработаны самими детьми. Задачами курса, ориентированного на 7 классы, было развитие креативного мышления и навыков оформления самостоятельных суждений через процесс работы над общим проектом (learning by doing). Мы пришли к созданию не журнала, направленного на одностороннюю трансляцию информации, а ученического планера, подразумевающего взаимодействие с пользователем на нескольких уровнях. Задачи планера: 1. Помощь в ориентации в школьной жизни (благодаря составлению личного расписания и знакомству с темами будущих модулей ). 2. Погружение в тему «моды», выбранную составителями как наиболее для них актуальную и трактуемую как возможность разговора об осознанном выборе подростка. С этой темой связаны блоки: личные высказывания составителей, интервью учителей, раздел #артдневник (открытые для заполнения категории «я посмотрел(а)», «я посетил(а)», «я послушал(а)», «я прочитал(а)»). 3. Набор креативных заданий для пользователя. Сам планер сконструирован так, что может разбираться на два отдельных плаката - один с расписанием и планом на полугодие, другой с разворотом #артдневник. Этапы работы: 1. Мозговой штурм (кластеризация интересующих детей тем). 2. Раскрытие темы (написание мини-авторских колонок и их обсуждение). 3. Распределение на группы, работающими над отдельными блоками планера. 4. Обсуждение отдельных блоков. 5. Сбор планера, верстка. 6. Презентация (в нашем случае планер был презентован на благотворительной ярмарке школы). 7. Рефлексия. Подобный формат работы максимально гибок, потому что позволяет каждый раз, опираясь на уже сделанное, заново формулировать актуальную для настоящей группы повестку и менять форму итогового продукта – это может быть новый более удобный планер на следующий год, плакаты, карточки и тд
материалы проекта
Текстовые материалы
https://drive.google.com/drive/folders/1Moct9kNKOetgOq5TKncmZVKd_yjOEqdM?usp=sharing