Старунова Ольга Александровна - Победитель конкурса #iучитель2019.
"Силаэдр": система подготовки молодых ученых. Школа как кузница кадров
Старунова Ольга Александровна
Старунова Ольга Александровна
учитель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова"
Москва, Центральный ФО
http://schuv.mskobr.ru/



содержание проекта


Проект: Классы "Силаэдр" как система взращивания молодых ученых *** Сверхзадача: помочь детям понять еще задолго до поступления в институт, в чем их призвание *** Технология: с 8 класса раздавать детей по реально работающим институтам и IT-компаниям, чтобы к 11 они уже точно знали, чего они хотят от своей профессиональной судьбы. Но для того, чтобы они были интересны работодателю, с 5-го по 8 класс они должны овладеть важными навыками *** Детали системы: I этап (5-8 класс) ------------------------ Помимо обязательных предметов в программу добавляется: * углубленная и олимпиадная математика * вокальная и театральная студии * программирование (паскаль, питон, R, си, си++ - по ситуации) * проектная работа (ее ведут учителя в школе, важно, что все занимаются со своим руководителем еженедельно в одно время и по возможности в одном месте, чтобы случалась синергия идей) * углубленный английский с упором на публичные выступления * еженедельные командные математические игры (составы команд все время меняются) Два раза в год весь Силаэдр уезжает на выездную школу, там 1-2 недели дети погружаются в работу над проектом, предпочтительно в разновозрастных командах. Руководители - школьные учителя, имеющие опыт научной деятельности. Летом и зимой - сессия, много экзаменов, много удовольствия, переживаний, пятерок и двоек; хорошо, когда принимающим ассистируют старшие школьники, это рождает очень здоровое отношение к экзаменам. ---------------------- II этап (8-11 класс) ---------------------- Помимо обязательных предметов в программу добавляется: * олимпиадные спекурсы (каждый выбирает себе 1-2, без фанатизма, но всерьез) * вокальная ИЛИ театральная студия * программирование, которое сводится к работе над программным продуктом. На уроках обсуждают не синтаксис языка, а требующуюся от программы функциональность: синтаксис каждый изучает по мере необходимости * проектная работа (у старших она должна проходить во внешних коллективах, с годами они все больше верят в работу со школьниками) * углубленный английский с упором на публичные выступления и чтение научных статей * частые посещения IT-компаний, заводов, ферм, других школ, мастерских - всего, что расширяет картину мира. В течение года школьники выступают на конференциях (каждому достается по 3-4 за год), иногда международных. Летом в половине случаев удается пристроить энтузиастов на стажировки. Главный успех - если школьник готов на второй год вернуться туда же, если он понял, чего он хочет и знает, в какую точку ему бить. Если его не надо уговаривать учиться. Высший пилотаж - если в обучении предмету удается обойтись без оценок вообще, ребенок делает потому, что точно знает, что это - его будущая работа, дело жизни. Если на фразу "ну в задании же этого не сказано", он может ответить: "делать надо не задание, а хорошо")

Целевая группа проекта
Мотивированные к изучению (или по крайней мере ничего не имеющие против) математики и естественных наук школьники 5-11 класса
Результаты проекта
1. Понимание своего призвания, а конкретнее – какой ВУЗ выбрать 2. Умение отличить перспективный научный коллектив от неперспективного 3. Способность учиться (по крайней мере, пользоваться поисковыми системами) 4. Умение работать в команде, понимание, что личные качества в работе так же важны, как и профессиональные навыки 5. Способность не ждать мгновенного результата 6. Умение писать письма незнакомым людям, в том числе на английском языке 7. Умение занять досуг делом, а не вредными привычками 8. Навык презентации своих результатов, создания отчетов и внятных текстов 9. Умение отличать идею от продукта и формулировать, что является постановкой задачи, а что - результатом работы 10. Умение любую бытовую задачу (от мытья полов до учебной эвакуации) воспринимать как задачу для исследования и поле для постановки эксперимента
Используемые образовательные технологии
1. Работу над проектами (научными и бытовыми) в разновозрастных группах: вертикальные связи не менее ценны, чем горизонтальные 2.Изучение программирования с 5 класса: к восьмому дети бегло пишут на 2-3 языках программирования (паскаль, питон, си) и способны быстро освоить любой функциональный язык сами с документацией. Программирование - универсальный инструмент решения почти любой задачи. 3. Прослушивание с каждым классом не реже двух раз в месяц вдохновляющих выступлений наших великих современников с конференции TED (ted.com) 4. Обязательное групповое сценическое творчество (сцена снимает страх публичных выступлений и лечит многие трудности самооценки) 5. Освоение современных методов создания презентаций, отчетов; верстки текста; навыков деловой переписки (в том числе на английском языке); навыков написания резюме. 6. Личный почтовый ящик для бумажных писем для каждого учителя и ребенка. Младшим это помогает учиться формулировать мысли, а старшим разнообразит формы выражения себя.
Методы и способы измерения результатов проекта
Как измерить результат: Долгосрочный: 1. Количество защищенных диссертаций 2. Количество выпускников, работающих после вуза по специальности 3. Количество произведенных выпускниками новых знаний (статей и патентов) 4. Количество выпускников, оставшихся (или вернувшихся после PhD) работать в России (это спорный, но важный лично для меня критерий) Краткосрочный: 1. Количество доведенных до результата детских работ 2. Количество контактов школы с другими школами и организациями за год благодаря активности детей 3. Статистика поступления в вузы естественно-научного профиля 4. Количество единиц смысла (https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/148/), производимых школьником за месяц в динамике, с 5 класса по 11 5. Книгооборот в среднем по классу (сколько научно-популярных журналов и книг читается классом суммарно за месяц, сколько становится бестселлерами и читается разными людьми: я вела такую статистику)
Условия реализации проекта
1. Источники задач: книги, учителя, сайты, но в идеале – работающие в этой области коллективы 2. Нахождение в транспортной доступности компаний и институтов, где готовы хотя бы иногда общаться со школьниками 3. Время и место для еженедельной работы школьников и их руководителей над проектами, всех вместе
Возможные риски и пути преодоления
1. К сожалению, существует противоречие: у нормального ребенка (если речь не идет о сверхспособностях) обычно хватает времени либо на проекты, либо на олимпиадный спорт. И так как второе, как правило, дает гарантию поступления в ВУЗ, а первое вообще никаких гарантий не дает, некоторые дети выбирают для себя олимпиадный спорт (иногда необратимо). Решается это синхронизацией ценностей родителей и школы при поступлении, обговариванием этих вещей, а также курсами подготовки к олимпиадам без фанатизма, чтобы всех детей подготовить к поступлению. 2. Исследовательская работа может не получиться, ее могут не оценить на конференции – и у ребенка пропадет мотивация к занятиям вообще. Это решается контактом со взрослыми учителями, которые не дают ребенку упасть в бездну отчаяния и все бросить.
Возможности масштабирования проекта
Конечно, масштабирование возможно. Для этого нужно: 1. Вера в успех 2. Учителя, которые понимают, что такое наука, или хотя бы хотят идти в этом направлении 3. Понимание учителями неотъемлемости частей системы: реальные исследовательские задачи, полные погружения в работу на выездных школах, сценическое творчество, отсутствие турнирно-рейтингового подхода 4. Популяризация в научном и бизнес-сообществе идеи работы со школьниками, вклада в них времени и внимания 5. Снова вера в успех
Пример использования проекта
Образовательные традиции наших классов "Силаэдр" выросли из опыта Московского Химического Лицея 1303 (ныне - часть Школы им.Маршала Чуйкова). В 1991 году ученый и педагог Сергей Евгеньевич Семенов создал уникальную систему взращивания молодых ученых-химиков. Школьники поступают в Лицей в девятый класс. В десятом каждому из них находят химическую лабораторию в научно-исследовательском институте (ИОХ РАН, ИОНХ РАН и многие другие), где школьник начинает работу над реальной задачей в коллективе ученых. Им выделяется один творческий день в неделю, когда дети идут не в школу, а в лабораторию. Более 40% выпускников Лицея проработали в своей лаборатории с 10 класса и до защиты диссертации. За 30 лет существования Лицея его ученики защитили более 140 кандидатских и 3 докторских диссертации, подавляющее большинство осталось и остается в науке. Свои результаты школьники представляют на научных конференциях - всероссийских и международных, многие подержали в руках свою первую публикацию раньше, чем аттестат. В 1993 году под руководством учителя математики Д.В.Андреева в Лицее было создано физико-математическое отделение, с похожим подходом и системой. Пять лет я проработала на его ниве, искала школьникам научных руководителей, помогала установить контакт, ассистировала в деле подготовки текстов и постеров - а потом появился Силаэдр. Силаэдр начинался как один маленький 6й физ-мат класс, наследник традиций Лицея. Теперь это уже 5 классов, с пятого по девятый, работающая система, во многом - смелый эксперимент, но уже дающий свои плоды (см.ниже).
материалы проекта
Текстовые материалы
https://www.1303fm.org/; https://www.1303fm.org/single-post/2018/07/13/Практика-в-Group-IB; https://www.1303fm.org/single-post/2018/07/30/Заключительная-конференция-Летней-математической-школы---2018; https://www.1303fm.org/single-post/2018/11/22/Приглашаем-принять-участие-в-конкурсе-исследовательских-работ-Силаэдр;https://www.1303fm.org/single-post/2018/04/28/Конкурс-Учитель-года-Москвы---2018;https://www.1303fm.org/--cp0s;