Чайникова Наталья Сергеевна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Проект «Школа своими руками» реализуется в рамках внеурочной деятельности старшеклассников, обучая их основам проектной деятельности. Суть:помогать старшеклассникам создавать и реализовывать проекты,направленные на благоустройство школы,изменение школьного пространства с помощью школьного сообщества
Чайникова Наталья Сергеевна
Чайникова Наталья Сергеевна
Заместитель директора по воспитательной работе, учитель английского языка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №84" с углубленным изучением отдельных предметов
Ижевск, Приволжский ФО
www.ciur.ru/izh/s84_izh/default.aspx ; www.vk.com/school84



содержание проекта


Проект "Школа своими руками" - это проект, который позволит посмотреть на свою школу не как на "казенное учреждение", где чаще всего решения принимают "сверху", следуют шаблонным стандартам и ждут перемен от руководства. Проект, который сделает процесс модернизации, совершенствования жизни и пространства школы творческим, коллективным, важным для всех участников образовательного процесса. А главное, этот процесс будет инициирован учениками, представителями новых поколений, соответственно будет непрерывным и всегда актуальным. Совестная работа над социокультурными проектами учащихся позволит сформировать школьное сообщество единомышленников, готовых помогать, содействовать, обучать, делиться опытом и т.д. Кроме того, проектная методика даст возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся. А это важно не только на этапе работы над школьными проектами, но и в жизни в дальнейшем. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Возможно расширение круга неравнодушных лиц к школе, позволит обратить внимание общественности на нужны и трудности образовательного учреждения. Положительные примеры реализованных проектов положат начало цепочке реальных преобразований не только школьного пространства, но и образовательного и воспитательного процессов, т.к среда тоже учит и воспитывает.

Целевая группа проекта
Учащиеся 10-11 классов (а также все участники школьного сообщества: педагогический коллектив, родители, выпускники)
Результаты проекта
Работа в рамках проекта «Школа своими руками» переходит от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной. Проект направлен на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Проект способствует формированию у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и брать на себя ответственность. Все эти компетенции развиваются и у педагогов, вовлеченных в процесс работы над проектами
Используемые образовательные технологии
Использую и буду работать с проектными методами обучения, т.к.они дают возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Технологиями использования в обучении игровых методов:ролевых, деловых и других обучающих игр, что способствует расширению кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Также важно обучение в сотрудничестве, как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Разумеется, просто необходимы информационнокоммуникационные технологии, которые позволяют измененять и неограниченно обогащать содержание, находить более простые и эффективные средства достижения целей.
Методы и способы измерения результатов проекта
Об успешноси проекта свидетельствуют: - количество идей социокультурных проектов учащихся - количество старшеклассников, принявших участие в проектной деятельности (10-11 классов) - количество реализованных проектов - количество педагогов, вовлеченных в работу над проектами, а также педагогов, освоивших роль наставника - количество участников в реализации проектов из представителей школьного сообщества (родители, выпускники, сотрудники школы) - количество социальных партнеров, спонсоров, привлеченных для реализации проектов - общая сумма стоимости реализованных проектов - количество положительных отзывов о реализованных проектах от у всех участников образовательного процесса
Условия реализации проекта
Чтобы проект"Школа своими руками" продолжал развиваться, число социокультурных проектов, в том числе реализованных, росло, и они становились качественно лучше, необходимо расширение и обучение кадрового состава. Мы, учителя, многое не знаем о проектных методиках, не способны быть эффективными наставниками или это занимает много времени, опять же в силу отсутствия знаний и практического опыта (Я и мои заинтересованные в проекте коллеги планируем пройти он-лайн курс "Как стать наставником проектов" на Лекториуме). Поэтому пока нам в школе приходится прибегать к сторонним экспертам, тренерам по проектированию, что тоже порой является плюсом, но требует дополнительных финансовых вложений со стороны школы. Важной организационной проблемой является распределение часов проектной работы в рамках внеурочной деятельности, чтобы все старшеклассники смогли принять участие,поподать на обучающие сессии, не сравая учебный процесс и учитывая большую нагрузку выпускных классов по подготовке к ЕГЭ
Возможные риски и пути преодоления
Риски: - нехватка кураторов \ наставников у проектных команд или их не достаточная вовлеченность в процесс (чаще всего это бывает, когда наставником является учитель, которого обязали) - отсутствие или угасание мотивации к проектной работе у старшеклассников (из-за большой учебной нагрузки (необязательности \ без оценочного характера деятельности), или рабобты "только на бумаге" , т.е. невозможности реализации своего проекта по причине, например, отсутствия финансовых средств)
Возможности масштабирования проекта
Проект "Школа своими руками" может быть реализован в любой другой школе, а наставником и вдохновителем проектов может стать любой педагог в школе. Для этого необходимо: - утвердить положение на уровне школы об участии старшеклассников (или иных классов) в проектной деятельности - наладить сотрудничество с организациями, которые смогут помочь в обучении проектной методике и реализации проектов учащихся - собрать команду наставников \ кураторов и пройти обучение по проектной методике работы - составить план-график сессий, встреч проектных команд - рекомендуется разработать положение о конкурсе проектов (внутри школы или между школами) - владеть информацией о различных конкурсах проектов за пределами школы, чтобы учащиеся смогли дальше представлять свои проекты.
Пример использования проекта
Проект появился 2 года наза. Мы думали,какие формы работы предложить старшеклассникам в рамках внеурочной деятельности, и как сформировать у учащихся "проектную культуру" в рамках ФГОС. На ряду с существующим направлением "исследовательская деятельность" в нашей школе, я решила попробовать сформировать команду учащихся, педагогов, выпускников, родителей, социальных партнеров, которые,обучаясь основам проектной методики,смогут создавать реальные проекты, в частности развития школьного пространства. По данным исследований о современном поколении, важную роль они отводят условиям и среде, в которой находятся и осуществляют свою деятельность, в том числе и учебную. Поэтому было выбрано направление "Социокультурное проектирование". Два года подряд 10-тиклассники школы пробуют себя в проектной деятельности начиная с обучающих сессий, которые проходят в форме ролевых игр и форсайт-сессий. Создаются группы модераторов из числа учителей, учащиеся выбирают тему проекта, определяются с составом рабочих групп. Дальше самое сложное – реализация проектов до конца года. В прошлом году мы с ребятами реализовали проект «Арт-балкон 84», на который до этого никто не выходил уже 10 лет (видео ниже), подарили вторую жизнь кабинету английского языка, открыли военно-патриотический клуб "Патриот" на территории заброшенного тренаженого зала, где к открытию приурочили проведение Спартакиады школы: учителя, ученики, родители, выпускники и приобрели на собранные со взносов спортсменом деньг теннистный стол и другой спорт.инвентарь. Уже в этом году я поделилась своим опытом реализации проекта "Школа своими руками" на республиканской конференции, провела семинар для родителей "Проект для школы", а ученикам приняли участие в городских конкурсах проектов, продемонстрировав "готовый продукт". Также удалось установить партнерские отношения с бизнес-тренерами управления проектами,технопарком "Кванториум",Региональным центром образования одаренных детей,штабом городских проектов ЛИФТ.
материалы проекта
Текстовые материалы
Ссылка на видео реализованного социокультурного проекта https://www.youtube.com/watch?v=fKO9qkvjuPM&t=9s ; группа проекта "Балкон84" www.vk.com/club150929894 ; посты об участи в семинарах и конкурсах: www.vk.com/wall-1116685_6217 ; www.vk.com/wall-1116685_5469