Родионова Евгения Андреевна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Обратное наставничество
Родионова Евгения Андреевна
Родионова Евгения Андреевна
учитель физики
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Талдома Московской области
Талдом, Центральный ФО
https://sch3-taldom.edumsko.ru



содержание проекта


В современной школе обычно есть разделение - педагоги "старой закалки" и "новаторы". Каждая группа думает, что другие попросту не умеют работать. Из-за этого "векового разрыва" страдают дети, которые оказываются между двух огней. Проект "Обратное наставничество" направлен на то, чтобы организовать эффективное двухстороннее взаимодействие между педагогами для повышения качества уроков. От качества урока напрямую зависит эмоциональный и психологический комфорт ученика на нем. Поэтому для оценки результатов проекта используется анкетирование учащихся. Таким образом, помогая друг другу, учителя всех возрастов и их ученики приходят к единству взглядов на учебный процесс. Конкуренты: курсы повышения квалификации. Преимущество проекта перед конкурентами: индивидуальный подход наставника к "ученику", быстрая обратная связь, работа с одними и теми же учащимися (понимание наставником особенностей каждого класса), не надо уезжать в другой город.

Целевая группа проекта
Учителя, которые хотели бы сделать свой урок интересней, не уезжая на форумы и очные курсы
Результаты проекта
Целевая группа получит возможность развить свои профессиональные компетенции здесь и сейчас, научится строить эффективные уроки, на которые обучающиеся будут ходить с удовольствием.
Используемые образовательные технологии
"eduSCRUM" и "Перевернутый класс", потому что они помогают отойти от стандартного шаблона урока и формировать умения, необходимые в наше время: умение ставить цели, работать в команде, оценивать свои достижения. Цифровые технологии: сервисы для формирующего оценивания, генератор случайных чисел, видеомонтаж, онлайн-доска. "Легче идти в ногу, чем догонять" - если говорить с учениками "на одном языке" и превратить смартфон в друга, эффективность урока возрастет.
Методы и способы измерения результатов проекта
Анонимное анкетирование учащихся "Оценка эмоционального состояния учащихся на различных предметах" до и после проведения работы наставника с обучающимся учителем; анкетирование самого учителя на предмет того, чему бы он хотел научиться, до начала работы с наставником, и после.
Условия реализации проекта
Кадровый ресурс: команда наставников, обладающих необходимыми навыками. Материальные ресурсы: стимулирующий фонд для наставников (или слово "спасибо"). Организационный ресурс: свободное время у наставника и у "ученика".
Возможные риски и пути преодоления
Возможные риски: 1. Малое количество желающих поучаствовать в проекте. 2. Нехватка времени у учителей на взаимообучение.
Возможности масштабирования проекта
В перспективе: 1. Создание эффективной команды наставников; 2. Разработка сайта проекта с методическими разработками наставников для "учеников", видеозаписей открытый уроков наставников (для того, чтобы учитель не только из своей, но и из соседней школы мог просмотреть видеозаписи и записаться к определенному наставнику, чей урок на видео понравился) 3. Организация форумов наставников с целью обмена опытом; 4. Разработка методических рекомендаций для будущих наставников.
Пример использования проекта
Два года назад моя педагогическая жизнь текла размеренно в стенах кабинета физики. Но однажды все изменилось: волею судьбы я попала в конкурсное движение активных педагогов. Вернувшись с очного этапа конкурса "Учитель года", я просто не могла продолжить работать так, как прежде! С тех пор я - завсегдатай педагогических форумов и прочих мероприятий; постоянно стараюсь учиться чему-то новому и применять это в работе. Я заметила, что среди моих коллег есть многие (как молодые, так и опытные), кто хотел бы тоже ездить на подобные мероприятия, но в данный момент не имеет возможности или стесняется проявлять инициативу. В школах издавна есть традиция "прикреплять" опытного наставника к начинающему педагогу... А что, если расширить границы и не зацикливаться на возрасте и опыте работы? Так появилась идея проекта "Обратное наставничество". Он направлен на тех педагогов, которые хотят научиться строить урок по-новому, но не знают, с чего начать. Каждому такому педагогу выделяется наставник, который владеет современными приемами; они вместе разрабатывают уроки "ученика" и анализируют итоги их проведения. С помощью анонимной анкеты я получила статистику среднего эмоционального состояния детей на каждом предмете (по 5-балльной шкале). Мы вместе с учителями нашли проблемные зоны и отправили "скорую помощь" учителю в виде наставника, который поможет сделать уроки интересней и продуктивней. Как один из инструментов наставника я использую свой сайт, на котором я сделала страничку "Инструменты учителя", где есть ссылки на полезные сервисы. Также разработала и провела презентацию для педсовета по технологиям "Перевернутый класс" и "eduSCRUM"; научила учителей ОБЖ и английского языка использовать сервис plickers.com, учителя русского языка - пользоваться онлайн-доской, а учителя биологии - строить урок по технологии eduSCRUM. Но я думаю, что главное, что обеспечивает этот проект - это единство взглядов учителей разных поколений на процесс обучения.
материалы проекта
Текстовые материалы
https://evrophiz.wordpress.com/instruments/ (Инструменты учителя); https://yadi.sk/i/LP7Jcvn0_rlTAA (выступление на педсовете на тему "Современный урок") https://yadi.sk/i/zreUYbbpT-tOEA (Анализ эмоционального состояния учащихся на различных предметах)