Лавлинская Наталья Анатольевна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Проект «WunderDeutsch или... Немецкий удивляет» реализуется с октября-2018. Это - продукт коллективного творчества учителя немецкого языка и учеников 8-х классов, начавших в этом году обязательное изучение немецкого языка как второго иностранного. Цель проекта – повышение мотивации школьников.
Лавлинская Наталья Анатольевна
Лавлинская Наталья Анатольевна
учитель немецкого языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №98
Воронеж, Центральный ФО
http://xn---98-5cd3cgu2f.xn--p1ai/



содержание проекта


Данный проект позволит расширить пространство урока (целый класс для урока второго иностранного – это просо нереальные условия!!!), опираясь на принципы открытого образования, за счет публикации обучающих материалов, большая часть которых прошла «детскую экспертизу» или создана подростками под контролем учителя в формате «дети учат детей». Основные критерии публикуемых материалов – увлекательность и актуальность, понятность и доступность информации, стимулирующие интерес к немецкому языку. Есть уже приятные практические результаты, когда ребята, не знающие немецкого, начинают его понимать))) При этом проект имеет много перспективных преимуществ, ориентированных на решение поставленных задач: • Расширить временнЫе и пространственные границы образовательного пространства урока за счет интернет-пространства, тем самым повысив образовательные возможности учащихся за счёт увеличения доступности и гибкости информационно-учебных материалов (Проект предоставит возможность «вынести» за пределы урока много дополнительного образовательного материалы, а также предложить для самостоятельного изучения обязательный учебный материал, вызывающий наибольшую сложность, в перспективе – проведение контрольно-измерительных процедур с помощью он-лайн-ресурсов, созданных детьми (тесты, викторины, квесты) • Стимулировать формирование активной позиции обучающегося, его социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом (Проект станет интернет-площадкой, осуществляющей полноценную информационную поддержку тематических образовательных мероприятий, а также предоставляющей возможность обсудить проблемы и перспективы реализации процесса обучения (уроки, учебники, программы и т.п.). Кроме того, интернет-канал станет связующим звеном между он-лайн и офф-лайн реализацией сетевых проектов и крупных массовых акций) • Расширить кругозор («ненавязчивое» развитие) всех участников проекта, популяризуя немецкий язык и все, что с ним связано (Дети узнают сами и поделятся с другими способами, инструментами и материалами для изучения немецкого языка, сделав процесс обучения легче и интереснее) • Научиться применять на практике все полученные знания (Создание материалов для наполнения интернет-канала позволит детям-участникам проектной группы сформировать реальные практические навыки во многих востребованных сферах.Аудитория проекта получит многочисленные возможности применить свои знания и умения, включаясь в интерактивные задания, опросы, акции, а также комментируя публикации. Кроме того, любой из пассивных участников может стать активным, предложив свои материалы для он-лайн размещения или свою кандидатуру для офф-лайн мероприятий или конкурсных проектных работ) • Воспитывать гармоничного современно образованного человека, патриота своей Родины, уважающего другие народы и культуры (Девиз канала «Родина – это мы! Мы – это будущее! Будущее – это мир!»)

Целевая группа проекта
Целевая аудитория проекта - в первую очередь, ученики 8-х классов МБОУ СОШ №98, а также другие школьники, изучающие немецкий языка как второй иностранный. Судя по составу подписчиков, канал интересен и ребятам, изучающим немецкий в качестве основного иностранного, а также многим учителям
Результаты проекта
Говоря о результатах проекта, необходимо разделить всех учеников-участников проекта на активную и пассивную аудиторию: тех, кто реализует проект, – проектная команда, и тех, кто является потребителями информации, – подписчики. Активная аудитория приобретает знания и опыт практической работы, как в плане учебного предмета «немецкий язык», так и в межпредметной сфере, формируя в сознании единую картину мира и развивая целый комплекс метапредметных навыков. Пассивная аудитория получает возможность расширить и разнообразить образовательный процесс за счет создаваемых сверстниками материалов, что, по отзывам школьников, для них более интересно, так как авторы – из их среды и имеют те же самые приоритеты. Кроме того, интерактивный характер проекта позволяет любому пассивному участнику проекта легко перейти в активную группу, включившись в творческий процесс создания. И, конечно, главный результат – интерес к немецкому языку и мотивация к его изучению, подтвержденные положительными оценками
Используемые образовательные технологии
В основе работы лежит реализация проектной технологии с использованием цифровых инструментов. Одной из основополагающих является технология проблемного обучения, так как проектный продукт и все его содержательное наполнение – это попытка решения сложившейся проблемной ситуации. Технологии смешанного обучения по моделям «перевернутый класс» и «межшкольная группа» помогают мне перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с учениками. Технологии коллективного взаимообучения помогают наладить совместную работу большой межшкольнй группы, в процессе которой дети делятся знаниями и умениями друг с другом и с учителем, а потом и с аудиторией проекта, получая, в свою очередь, отклик и комментарии. Активно применяются в проекте интерактивные медиа-технологии и информационно-коммуникационные технологии с использованием ИКТ-средств разного методического назначения: обучающие (сообщение знаний); справочные и информационно-поисковые; тренажеры и т.п.
Методы и способы измерения результатов проекта
• Традиционная школьная оценка: мониторинг среднего балла и процента повышенного уровня знаний у всех участников проекта (в классах, изучающих второй иностранный язык), отсутствие неудовлетворительных оценок • Анализ мнения аудитории: офф-лайн анкетирование и он-лайн-опросы (как тематические - в рамках конкретной темы, так и общего характера – раз в четверть) • Анализ удовлетворенности участников проекта: офф-лайн анкетирование с элементами анализа реализованных умений и перспективного планирования • Внешняя оценка успешности на основе статистики канала: охват аудитории, посещаемость, активность (предоставляется сетью «ВКонтакте») • Внешняя оценка успешности на основе экспертного мнения: участие и победы в конкурсных мероприятиях и положительная оценка специалистов в составе конкурсных жюри • Рост активности участников проекта: участие в он-лайн и офф-лайн тематических мероприятиях, связанных со сферами интереса проекта, – немецкий язык, медиажурналистика, PR, IT
Условия реализации проекта
Проект реализуется сейчас под руководством учителя немецкого языка, можно сказать, на «нулевой» ресурсной базе (при отсутствии специально оборудованного места работы и какой-либо оплаты данного вида деятельности учителя). Вся работа проводится он-лайн при использовании личного оборудования детей (компьютеры и мобильные телефоны). Для развития и более качественной реализации нужны, в идеале, следующие условия: • Организационные: обучение специальным навыкам команды проекта (работа с разнообразными цифровыми инструментами, медиажурналистика, PR, работа в проектной команде) • Материально-технические: оснащение оборудованием для фото- и видеосъемки (камера, аудиорекордер, штатив, свет, монтажный ноутбук) и специальное ПО для работы с изображениями, видео- и звуком • Кадровые: привлечение к реализации специалистов в сферах работы проекта (иностранный язык, журналистика, IT) и партнерская поддержка со стороны других организаций (как образовательных, так и коммерческих)
Возможные риски и пути преодоления
• Потеря интереса школьников в составе проектной команды: творческая активность и педагогическое мастерство учителя в подержании интереса и мотивации проектной команды, ориентация на поступательное развитие, как самого проекта, так и его участников • Отсутствие интереса аудитории: интерактивная обратная связь с аудиторией, мониторинг интереса, расширение форматов проектной информации, постоянная коррекция и доработкаконтента, привлечение к работе внешних партнеров • Отсутствие времени на работу в рамках проекта: овладение основами таймменджмента • Отсутствие необходимых умений у участников команды: постоянное само- и взаимообучение, привлечение к обучению специалистов, как внутренних (учителя, родители), так и внешних экспертов • Материально-технические препятствия: привлечение к реализации школьной администрации и внешних партнеров, поиск возможного финансирования (напр., участие в конкурсных грантовых мероприятиях)
Возможности масштабирования проекта
Опыт данного проекта легко может быть масштабирован и применен к любому школьному предмету, так как предлагает решение основной проблемы современной школы – отсутствие мотивации к обучению. Формат материалов и выбранная «площадка» для их подачи (социальная сеть) популярны у подростков, а также являются отражением основной тенденции развития современных СМИ. Эти условия «осовременивают» процесс обучения и делают его комфортным, с точки зрения молодежи. Процесс реализации проекта – интерактивен. Он позволяет присоединиться к работе представителям других организаций и населенных пунктов при условии наличия интернета. Так произошло в нашем случае: к проекту уже подключились ребята и учителя из других школ города и области, сделав его межшкольной образовательной площадкой. В принципе, проект может реализоваться при минимальных затратах, как в нашем случае, опираясь только на имеющиеся в наличии у участников проекта технические средства и базовые знания, полученные на уроках информатики
Пример использования проекта
Данный проект находится в начале своей реализации, что напрямую связано с условиями и причиной его возникновения. Немного актуальной предыстории. Я начала свою деятельность в качестве учителя немецкого языка в школе №98 только с 1 сентября этого года в связи с введением обязательного второго иностранного языка, которым и стал «мой» немецкий. Многие педагоги, ученики и их родители – категорически «против» этого введения, особенно в условиях целого класса. Данный проект – совместная попытка учителя и учеников найти оптимальный выход из сложившейся ситуации, повысив мотивацию школьников через расширение пространственных и временных границ урока. По предложению заинтересованных учеников, создан образовательный интернет-канал в социальной сети «ВКонтакте», посвященный популяризации немецкого языка и оптимизации процесса его изучения. Контент канала создается, в основном, подростками, отражая их интересы и позволяя получать и развивать целый комплекс метапредметных умений и навыков. В процессе проектной работы дети получают возможность получить не только специфические познания в области иностранного языка, медиажурналистики и IT-сферы, но и приобрести востребованные в современном обществе так называемые soft skills, без которых данная работа просто невозможна. Проект опирается на принципы и использует элементы смешанного обучения. При разработке данного проекта мною, несомненно, учитывался мой успешный опыт реализации в 2008-2018 годах социального проекта «Школьный медиа-центр» на прошлом месте работы, в МБОУ СОШ №16, а также методические рекомендации многочисленных коллег из сферы детской журналистики. Кроме того, мы изучили большое количество образовательно-языковых каналов в интернете, чтобы «взять на вооружение» самые удачные формы работы. В итоге, наш проект сочетает в себе черты и того, и другого, но имеет и кардинальные отличия: это – детская образовательная журналистика с четкой предметной ориентацией.
материалы проекта
Текстовые материалы
https://vk.com/wunderdeutsch