Решетова Наталья Владимировна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Программа образовательного и профессионального самоопределения обучающихся «Open Ways» («Открытые пути»)
Решетова Наталья Владимировна
Решетова Наталья Владимировна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей"
Лесной, Уральский ФО
http://www.lyceum-lesnoy.ru/lyceum/index.php?name=Content&op=newstemplate&cat=0



содержание проекта


Цель - создание условий для эффективной образовательной и профессиональной самоидентификации старшеклассников, готовности к принятию ответственного решения о профессиональном выборе. Задачи: - расширение прав обучающихся на собственное содержание образования через обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП); - деятельное общение с успешными представителями различных сфер деятельности в городе и регионе; - доступ к материально-технической базе вузов и высокотехнологичных предприятий; - расширение ориентиров в выборе учебных заведений и направлений подготовки; - организация профессиональных проб, индивидуальной и командной проектной деятельности и их экспертная оценка; - рефлексия деятельности обучающихся на всех этапах проекта. Программа строится на последовательном создании ситуаций выбора, в которых обучающиеся должны принимать решения, соответствующие их потребностям и интересам. Таким образом, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут каждого участника. Ситуации выбора моделируются в образовательных событиях: 9 класс: Каким я представляю свое будущее? Установочная сессия; Кино-проект "Профессии, которые мы выбираем"; Встречи с профессионалами, образовательные путешествия; Консультирование в "Центре занятости населения"; Выездные каникулярные школы (профессиональные пробы); Форсайт-сессия "Мой выбор" (проектирование ИУП). 10 класс: Какие возможности можно реализовать уже сегодня? Погружение "ПрофиНавигатор"; Рефлексивная сессия - изменение ИУП (при необходимости); Учебно-исследовательская практика; Профессиональные пробы; "Школа будущих президентов". 11 класс: Какое направление профессиональной подготовки мне подходит больше всего? Посещение вузов, анализ направлений подготовки; Консультирование в "Центре занятости населения"; Составление индивидуальной "Образовательной информационной карты". Мероприятия проекта: 2017-2018гг. Формирование команды проекта, распределение ответственности за направления; Поиск социальных партнеров на территории города и региона и организация экскурсий, погружений в профессиональную среду, профессиональных проб; Разработка конструкта ИУП, программ курсов по выбору Организация учебно-исследовательской практики в 10-х классах в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями обучающихся; Подготовка 9-классников к переходу на обучение по ИУП. 2018-2019гг. Обустройство в лицее образовательных пространств, обеспечивающих проведение практико-ориентированных курсов (профессиональных проб); Переход на обучение по индивидуальным учебным планам в 10-х классах; Апробация курсов по выбору, направленных на формирование "образов трудовых действий" ("3D-моделирование и прототипирование", "Электроника", "Лабораторный химический анализ", "Журналистика", "Школа бизнеса", "Правовой практикум" и др.); Разработка системы формирующего оценивания в старшей школе для апробации в 2019-2020гг.; Расширение круга партнеров. Новый цикл подготовки 9-классников к переходу на обучение по ИУП.

Целевая группа проекта
Учащиеся 9-11 классов
Результаты проекта
Обучающиеся становятся активными субъектами деятельности по проектированию и реализации собственного образовательного маршрута. Результат каждого обучающегося – участника проекта: индивидуальный набор учебных предметов и курсов (в соответствии с ИУП) и опыта, приобретенного в ходе проекта (безопасные пробы в различных сферах профессиональной деятельности и сопряженных с ними предметных областях, получение экспертной оценки деятельности). Эти знания и опыт не навязаны лицеем и педагогами, они являются результатом выбора ребенка и соответствуют его интересам и потребностям. Мероприятия программы обеспечивают путь ребенка от стадии информирования о профессиях до стадии деятельности по собственному замыслу в рамках выбранного направления. Происходит расширение ориентиров будущей профессиональной деятельности, осознание перспектив получения профессионального образования и трудоустройства на территории города-региона-страны.
Используемые образовательные технологии
В проекте используется широкий спектр технологий и методов, обеспечивающих индивидуализацию образования (проектирование, метод динамического программирования, межпредметное интегративное погружение, кейс-технология, хакатон и др.) Они позволяют модерировать процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок, и обеспечивают получение каждым ребенком такого образовательного результата, который соответствует именно его способностям, потребностям и возможностям.
Методы и способы измерения результатов проекта
Проект является системообразующим и направлен на долгосрочную перспективу. Не все результаты можно отследить и измерить сразу. Одним из показателей успешности проекта является значительное увеличение числа выпускников 9-х классов школ города, участвующих в конкурсном отборе в 10 класс лицея летом 2018 года. Они объясняют это тем, что в лицее вводится обучение по индивидуальным учебным планам. Для оценки образовательных результатов обучающихся привлекаются внешние эксперты-профессионалы из организаций-партнеров. Эффект от введения индивидуальных учебных планов можно будет в полной мере оценить только в 2019-2020 учебном году после сдачи выпускных экзаменов. Но уже сейчас отмечается повышение учебной мотивации и качества знаний у тех учащихся, которые участвуют в проекте.
Условия реализации проекта
Педагогический коллектив МАОУ «Лицей»: - поиск социальных партнеров и координация действий участников проекта; - реализация мероприятий и образовательных событий проекта; - педагогическое сопровождение обучающихся, организация рефлексивной деятельности. Специалисты и научно-производственная база предприятий и вузов – партнеров: - организация встреч с успешными представителями различных сфер профессиональной деятельности; - тьюторское сопровождение специалистами профессиональных проб участников проекта; - обеспечение исследований школьников научно-производственной базой; - участие в работе экспертных комиссий. Средства, полученные в результате участия в грантовых конкурсах: - приобретение оборудования и обустройство пространств, обеспечивающих проведение профессиональных проб. Финансовая поддержка НОФ «Центр развития предпринимательства», родителей обучающихся: - организация образовательных путешествий (транспортные расходы).
Возможные риски и пути преодоления
1. Неготовность старшеклассников к принятию ответственных решений, от которых зависит их личностный результат. Преодоление рисков путем проведения для 9-классников образовательных сессий (установочной и проектной) с выстраиванием "ответственного" и "безответственного" индивидуального маршрута с использованием метода динамического программирования ("шаги"). 2. Изменение образовательных и профессиональных ориентиров обучающегося в процессе приобретения опыта. Преодоление риска путем проведения рефлексивных сессий и предоставления возможности изменения ИУП. 3. Сопротивление педагогов внедрению новой практики. Риск предотвращается путем организации совместного планирования, обсуждения оптимальных путей реализации мероприятий проекта, анализа результатов. 4. Отсутствие возможности части социальных партнеров обеспечить условия для осуществления активных профессиональных проб. Риск снимается путем обустройства в лицее пространств для профессиональных проб и приглашения специалистов.
Возможности масштабирования проекта
Методическая разработка дневника профессионального самоопределения «ПрофиНавигатор» может быть использована в работе любой образовательной организации. Отдельные элементы предлагаемой модели (программы мероприятий, состав социальных партнеров, места проведения мероприятий) могут легко видоизменяться с учетом социокультурного окружения и особенностей территории, на которой находится школа.
Пример использования проекта
Проект призван преодолеть два противоречия: 1. Профильное обучение в школе предполагает выбор ребенком фиксированного набора предметов и курсов, соответствующего профиля. Небольшая школа может предложить своим учащимся 2-3 профиля. Сегодня появляется все больше направлений профессиональной подготовки, которые интегрируют предметы из разных профилей (например, информатика и биология). Ребенок, оказавшийся в профильной «образовательной трубе», либо отказывается от этого направления, либо вынужден заниматься с репетитором по тому предмету, который не входит в профильный набор. 2. Чаще всего профориентационная работа в школе сводится к информированию о существующих профессиях и тестированиям. Выпускники совершают выбор профессии, не имея четких представлений о своей профпригодности, не совершая активных профессиональных проб, руководствуются идеализированными представлениями о сферах трудовой деятельности. В результате – разочаровываются, после окончания вуза не работают по специальности. Проект реализуется второй год, и к настоящему времени накоплен значительный опыт: - 50 обучающихся переведены на обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП); - получили внешнюю оценку 54 проектные и исследовательские работы, выполненные в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся; - 54 старшеклассника реализовали безопасные профессиональные пробы по инженерному, экономическому, медицинскому направлениям; - 112 обучающихся получили индивидуальное заключение и рекомендации специалиста «Центра занятости населения»; - приняли участие в образовательных путешествиях на предприятия Свердловской области 90 обучающихся; - 116 детей посетили вузы в соответствии со своими образовательными планами; - вовлечены в проект более 20 организаций-партнеров на территории города Лесного, Свердловской области, Санкт-Петербурга.
материалы проекта
Текстовые материалы
Репортаж о проекте - http://tvlesnoy.ru/chto-skryvaetsya-pod-nazvaniem-open-ways-i-chem-polezen-etot-proekt-dlya-starsheklassnikov-lesnogo/ Материалы первого года проекта - http://лучшие-практики.рф/praktiki/lesnoi/praktiki-v-lesnom/programma-professionalnogo-samoopredeleniia-obuchaiushchihsia-open-ways