Эдельштейн Анастасия Борисовна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Среда деятельности и общения на уроках английского языка
Эдельштейн Анастасия Борисовна
Эдельштейн Анастасия Борисовна
Учитель английского языка
АНОО Областная гимназия имени Е.М.Примакова
д. Раздоры, Центральный ФО
http://ogprim.ru/ru



содержание проекта


Цель проекта – при помощи методик, применяемых на уроках, образовательных форматов, форм и технологий создать принципиально новую мотивационную среду для школьников (эффективная обучающая среда). Проект заключает в себе несколько аспектов: 1. Установление особого командно-ориентированного подхода к группе/классу с учетом индивидуальных особенностей каждого участника группы/класса, создание доверительной атмосферы и модели взаимодействия учителя и ученика, максимально приближенной к «наставник-обучающийся»; 2. Использование уникальных тематических визуальных материалов в классе и за его пределами; 3. Создание нестандартных и разноплановых заданий, способных раскрыть потенциал каждого ученика; 4. Использование разных подходов организации пространства в классе. Проект является актуальным, поскольку он позволяет сделать шаг вперёд на пути к реконструкции и трансформации трансляционных подходов в образовании. Мышление современных людей сильно изменилось, в связи с чем сегодняшним школьникам не достаточно просто открыть учебник и отвечать на вопросы учителя, сидя друг за другом в классе с классической расстановкой парт. Ежедневно они справляются с огромным потоком информации, которая окружает их на улице, в торговых центрах, в интернете и тд., и задача учителей создать в школе такую образовательную среду, которая сможет конкурировать с теми интересными инновациями, которые изо дня в день удивляют и привлекают внимание детей и подростков. Более того, возможности современных школьников гораздо шире, чем это было 10-20 лет назад. Преподавателям важно правильно использовать этот ресурс, а именно кругозор и базовые знания современных школьников, применяя инновационные подходы и технологии. Технологический цикл реализации проекта: 1. Организационный этап. Планирование урока (продумывание формата заданий, форм взаимодействия), организация пространства и расстановка парт, печать визуальных материалов, размещение их в классе или за его пределами, подготовка технологических средств. 2. Этап реализации проекта. Урок проводится в формате «Урок-пьеса». Учитель выступает в качестве режиссёра, который во время самого действия отходит на второй план, а ученики – актёры, которые решают поставленную перед ними задачу, используя собственные умения, мастерство и совершенствуя навыки. Выполняются разные виды заданий с использованием большого количества визуальных материалов и артефактов. 3. Этап мониторинга. За 5-7 минут до конца урока проводится рефлексия, где учащиеся при помощи учителя обобщают то, что произошло на уроке в рамках изучаемой темы, корректируют ошибки, говорят о плюсах и минусах взаимодействия на конкретном уроке, о степени своего участия и вклада в работу на уроке, делают выводы. Учитель подводит итог, выделяет самых активных участников группы на данном уроке, аргументируя свою позицию, ставит оценки.

Целевая группа проекта
Обучающиеся 1-4 класса и 5-9 классов
Результаты проекта
Ученик, находящийся в мотивационной образовательной среде под руководством наставника-учителя, способен приобрести следующие компетенции: 1. Эффективная работа в команде и четкое определение своей роли и роли других участников команды; 2. Критическое мышление, способность аргументировать свою позицию и решать спорные ситуации; 3. Тайм-менеджмент, способность определять главное и второстепенное; Креативное мышление и развитое воображение; 4. Умение анализировать свои ошибки, рефлексировать и делать выводы; 5. Эффективное использование современных технологий.
Используемые образовательные технологии
Интерактивные IT технологии (интерактивная доска, iPads). Создают мотивирующую образовательную среду, помогают более полезно и разнообразно провести урок, используя разные схемы, графики, картинки, красочные презентации, средства мультимедиа. Технология перспективно-опережающего обучения. Позволяет расширить пространство познавательной активности детей, включая в новый материал системно и последовательно. Игровые технологии. Обеспечивают активную среду, развивают личностные компетентности, творческий потенциал. Технология проблемного обучения. Помогает работать с логикой, вниманием, коммуникативной культурой учеников. Технология личностно-ориентированного дифференцированного обучения. Формирует поле разноуровневых учебных задач, посильных для каждого ученика, Технология проектной деятельности. Развитие информационной культуры, обеспечение организации и представления собственных продуктов учебной деятельности.
Методы и способы измерения результатов проекта
Количественные методы: - рост количества реализованных проектов, выполненных в рамках уроков (измеряются ежегодно в процентах); - рост количества деятельностных уроков по сравнению с трансляционными согласно дорожной карте (самодиагностика в процентах); - рост качества обучения по предмету «Английский язык» (по модулям в процентах); Качественные методы: - изменение качества урока по деятельностной модели (рейтинговая система оценки урока, многофакторный анализ); - достижения метапредметных образовательных и личностных результатов (уровень выполнения заданий определенного типа) (диагностики, анкетирование); - качественное изменение мотивации и удовлетворенности образовательной деятельностью обучающихся.
Условия реализации проекта
Технические ресурсы: (АРМ учителя: компьютер, цветной принтер, интерактивная доска/проектор), планшеты. Организационные: создание групп/классов при наполняемости не более 12 человек (это не отменяет возможности реализации проекта в более расширенных группах, но увеличивает продолжительность времени, необходимого для внедрения проекта); организация взаимодействия с российскими компаниями, занимающимися игровыми средами. Кадровые: педагогические работники, готовые к развитию и повышению квалификации (обладать высокой мотивацией, уметь адаптироваться к новым условиям, быть гибким в использовании разных подходов и технологий и способным совершенствовать собственные навыки и знания в профессиональной области). Материальные: средства для подготовки учителей, организации круглых столов, обмена идеями по созданию среды деятельности и общения на занятиях; организация стажировок педагогических команд; расширение материально-технической базы.
Возможные риски и пути преодоления
1. Поскольку образовательная среда изначально создаётся руководителем группы/класса, существует риск отсутствия личного контакта с учащимися, неспособность выстроить диалог с группой и направить внимание учеников в нужном направлении. 2. Существует вероятность, что те середа, которая была создана для комфортного и продуктивного обучения будет работать в одной группе/классе, но не будет эффективна в другой. Минимизация рисков и их преодоление: в связи с этим, на начальном этапе при создании мотивационной образовательной среды и смене подходов необходимо делать аккуратные шаги, проверяя, насколько нововведения будут гармоничными для конкретной аудитории.
Возможности масштабирования проекта
Проект может быть использован учителями других образовательных учреждений: - трансляция обучающей модели; - распространение сценариев уроков; - диалоговые площадки между педагогами, обучающимися и родителями; - вебинары.
Пример использования проекта
Современная школа – это школа, живущая в «эпоху неопределенности». Это означает, что она не должна, да и не может подготовить детей к жизни. Она есть сама жизнь. Школа в настоящее время – это динамическая, сложная, многообразная среда возможностей каждого ученика, который должен получить шанс реализации в пространстве, проявить себя, свою личностную позицию. Такую школу называют деятельностной. Однако, переход к деятельностной школе еще не произошел. Важно научиться работать с образовательной средой, создавая условия деятельности и общения учеников, которые и служат важнейшим ресурсом образования сегодня. Данные идеи высказывались в работах Д.А. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Т.Д. Марцинсковской, М.С. Гусельцевой, Е.Ю. Потяевой. В научной литературе идеи влияния пространства, созданного для обучения, звучат в работе Джейн Макгонигал «Реальность под вопросом» (М., 2018 г.). Автор рассматривает игровые миры как хранилище «когнитивных усилий, эмоциональной энергии, коллективного внимания», которые возможно и нужно из виртуальных миров переносить в реальность. В бизнес-сообществе внимание к обучающему пространству можно проследить на примере компаний Lego, Яндекс, Сбербанк и других. Цель проектного решения – изменение способов деятельности обучающихся и учителей на уроках.
материалы проекта
Текстовые материалы
http://mrsanastasia.tilda.ws/