Степанова Елена Дмитриевна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Вербальный дизайн или как помочь молчуну говорить легко, красиво и продуктивно
Степанова Елена Дмитриевна
Степанова Елена Дмитриевна
Педагог-психолог
Муниципальное автономное образовательное учреждение Школа "Перспектива" г. Томска
Томск, Сибирский ФО
http://perspectiva-tomsk.ru/



содержание проекта


Программа реализуется путем последовательного прохождения каждым участником нескольких этапов в индивидуальном темпе: 1) увеличение активного и пассивного словаря, скорости вербальной реакции; 2) отработка навыков публичного выступления перед малой группой; 3) выработка навыка публичного выступления перед большой аудиторией. Программа специальных занятий приводит к позитивной динамике в развитии детей, используемые дидактические материалы, игры, упражнения и технологические приемы повышают индивидуализацию и дифференциацию обучения. Методический арсенал программы постоянно дополняется авторскими или модифицированными играми и упражнениями. Программа меняет отношение к определенным категориям детей и подростков: из группы "трудных" они переходят в группу "требующих педагогической помощи". Очевидные позитивные изменения в участниках программы (рост лексического запаса и раскрепощенность процесса вербализации) выступает средством профилактики выгорания у педагогов, родителей. Участники программы получают успешный опыт преодоления затруднений.

Целевая группа проекта
Дети и подростки, испытывающие затруднения при публичности своего высказывания
Результаты проекта
Увеличенный активный словарь, увеличенная скорость вербальной реакции, легкость процесса говорения, эстетичность высказывания, включая интонационную выразительность, навыки саморегуляции, навыки публичного выступления, повышение коммуникативной культуры в целом.
Используемые образовательные технологии
Игровые технологии (занятия в рамках программы должны отличаться от традиционного обучения), психотехнические приемы по снятию нервно-психического напряжения и саморегуляции (снижение дискомфорта при подготовке и говорении), мультимедийные презентации по развитию активного словаря (обогащение зрительного ряда на занятиях, увеличение "пропускной способности" программы), деловые игры (консультация, конференция, ярмарка и т.п.), работа в группах разной численности (диады, триады и т.д.) для развития коммуникативных навыков.
Методы и способы измерения результатов проекта
Наблюдение с фиксацией количества пауз. времени вербальной реакции, количества запинок и т.д. Самооценка участников программы Экспертная оценка выступления участников программы Количество продуктивных выступлений участников программы Количество участников программы с реализацией намеченных в программе целей
Условия реализации проекта
Кабинет педагога-психолога с методическим оснащением для реализации программы, учебный класс, актовый зал. Персональный компьютер, телевизор, видеокамера и педагог-психолог.
Возможные риски и пути преодоления
Программа требует постоянной подгонки методического материала под конкретного участника программы (его интересы, вкусы, словарный запас и другие особенности).
Возможности масштабирования проекта
Считаю, что да. Но пока не встретила единомышленников, желающих реализовывать проект. Надеюсь на данный конкурс как возможность масштабирования.
Пример использования проекта
Проект реализуется в течение нескольких лет с детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста в последовательно в трех образовательных учреждениях г. Томска. Предпосылкой его реализации стал рост в 2014 году числа подростков с затруднениями при публичном ответе и подростков с вербальной агрессией. Во многих случаях оказалось, что скромные зажатые девушки и вербальные агрессоры - это обучающиеся, испытывающие сходные затруднения. Некоторые "отпетые хулиганы" легко могли говорить только грубые слова. Стартовым блоком программы был выбран набор ассоциативных заданий по методике З. Новака. Удивительным результатом стали ускорение речемыслительной деятельности, снижение остроты поведенческих проблем, уменьшение признаков дискомфорта у всех участников этого эксперимента. Постепенно увеличивался методический арсенал: были модифицированы некоторые игровые упражнения Е.В. Заики, постоянно находились и модифицировались игры и упражнения, некоторые создавались для решения конкретного затруднения у конкретного ребенка или подростка (например, проговаривание перед зеркалом, которому дети дали название "зеркальное караоке"). Проект сначала мною воспринимался как здоровьесберегающая технология, затем произошла акцентировка на вербальной продуктивности его участников. Материалы данного конкурса натолкнули на размышления о педагогическом дизайне. Данная программа - это особая информационная коммуникация с согласованными целями, этапами и примерными сроками их достижения. Она включает обратную связь (важный критерий - легкость говорения), определение выразительности и красоты высказывания, практическую значимость сказанного как для автора высказывания, так и для его слушателей (критерий продуктивности). С декабря 2018 года программа начала реализовываться в новой школе "Перспектива", учащимися которой стали многие участники программы с незавершенной реализацией. Достичь намеченных целей полностью удалось пока у 23 участников программы.
материалы проекта
Текстовые материалы
https://pedportal.net/starshie-klassy/psihologiya/master-klass-dlya-pedagogov-psihologov-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-247694