Кузьмин Александр Владимирович - Победитель конкурса #iучитель2019.
"Эверест": тестирование программы развития индивидуальных образовательных стратегий учащихся основной и средней школы
Кузьмин Александр Владимирович
Кузьмин Александр Владимирович
директор
Автономная некоммерческая общеобразовательная организация "Школа имени А.М. Горчакова"
Санкт-Петербург, Северо-Западный ФО
www.gorchakov.spb.ru



содержание проекта


Цель проекта - тестировать и оптимизировать модель индивидуальных образовательных стратегий (ИОС) учащихся, лежащей в основе образовательной программы «Эверест», с 01.10.2018 до 01.07.2019. ИОС – набор образовательных маршрутов, которыми идет учащийся для достижения целей, поставленных в начале учебного года. Образовательная программа «Эверест» нацелена на - выявление устойчивых интересов учащихся и зоны их ближайшего развития; - формирование и развитие навыков планирования образовательной деятельности, самоорганизации и самоконтроля, рефлексии и самооценки; - максимальную реализацию личностного (интеллектуального, творческого, социального) потенциала учащегося; - воспитание ответственного отношения к своему образованию. Новизна программы – в ее технологичности, которая выражается в - структурировании учеником процесса своего учения при помощи онлайн системы Trello (выявление интересов и образовательных потребностей, формулировка образовательного видения, цели, выстраивание образовательных маршрутов по достижению планируемых результатов, оценка результатов по заранее разработанным критериям); - сопровождении (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОС); - регулярной рефлексии (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности). Развертывание программы 1. Подготовка к формулировке ИОС. Ученик вместе с родителями осуществляет рефлексивное самоопределение (интересы, сфера успеха, перспективы развития, затруднения, дефициты), используя различные методики педагогической диагностики (анкетирование, SWOT-анализ, беседа, рефлексивное эссе). 2. Формулировка ИОС. После проведения диагностики, на первом собеседовании, в котором принимают участие ученик, его родители, куратор, классные руководители, учащийся формулирует видение результатов своего обучения в течение ближайшего года. 3. Выбор маршрутов. Определив видение, учащийся выбирает образовательные маршруты (ОМ), проходя которые он сможет реализовать свою ИОС. На этом этапе учащийся тесно сотрудничает с куратором и свой выбор обсуждает и согласовывает с семьей. Выбор маршрутов фиксируется в индивидуальном учебном плане. 4. Прохождение маршрутов. Прохождение ОМ начинается с составления индивидуального расписания на ближайшую неделю. Промежуточные результаты обсуждаются учеником с куратором на еженедельных встречах. К концу четверти ученик проводит самооценку по предложенному формату. В конце четверти ученик, куратор и семья встречаются для обсуждения промежуточных результатов и при необходимости вносят корректировки в ОМ. Результаты прохождения маршрутов собираются в портфолио в виде работ, свидетельствующих о росте ученика. 5. Завершение прохождения маршрута. В конце учебного года ученик проводит самооценку, сопоставляя достигнутые результаты с заявленными целями по каждому ОМ, и публично представляет материалы своего портфолио.

Целевая группа проекта
Учащиеся 5-11 классов (34 человека), родители учащихся (34 семьи), учителя-кураторы из числа педагогов Школы Горчакова (15 человек), выпускники - наставники учащихся (10 человек).
Результаты проекта
Ученики: 1. получат возможности для дальнейшего развития регулятивных и социально-личностных компетентностей: целеполагания, планирования, самокоррекции, диалога, рефлексии и самооценки; 2. научатся структурировать свою образовательную деятельность в онлайн системе Trello. Учителя: 1. освоят базовые компетенции тьютора; 2. получат возможность развития содержания и глубины педагогической рефлексии; 3. приобретут базовые навыки использования технологии развивающей беседы; 4. научатся структурировать свою профессиональную деятельность в онлайн системе Trello. Выпускники: 1. освоят базовые компетенции наставника; 2. повысится уровень информированности о процессах, происходящих в школе, что может привести к более активному участию выпускников в создании школьного сообщества.
Используемые образовательные технологии
В основе программы – технология персонализированного обучения, нацеленная на осознание учеником своих интересов, потребностей, сильных и слабых сторон, развитие навыков целеполагания, планирования, самокоррекции, диалога, рефлексии и самооценки в области самообразования. Общение куратора и ученика выстраивается в логике технологии развивающей беседы. Развивающая беседа – предварительно спланированное общение между педагогом (куратором/тьютором), направленная на постановку ребенком перед собой целей на долгосрочную перспективу, формулировку планируемых результатов и шагов по их достижению, а в результате – на развитие мотивации ученика к учению. Работа в системе управления проектами в режиме онлайн Trello позволяет ученику и его куратору ставить краткосрочные задачи и долгосрочные цели, отслеживать их выполнение, собирать материалы портфолио. Система Trello выбрана нами в связи с минимальными издержками в ее использовании. В дальнейшем планируется использование системы ItsLearning.
Методы и способы измерения результатов проекта
Оценка эффективности программы осуществляется на основании: - промежуточных результатов самооценки, проводимой учеником (критерии разрабатываются учеником с куратором совместно); - результатов защиты портфолио; - обратной связи от родителей, учеников, кураторов. Измерение результатов проекта проводится путем: - сравнительно-сопоставительного анализа (для учеников: навыки целеполагания и постановки задач, самооценки; для учителей-кураторов: уровень содержания и глубины педагогической рефлексии при анализе материалов рефлексивных журналов с использованием методики Хи Джин Ли); - анкетирования (профессиональная компетенция тьютора, приобретаемая учителем-куратором; формирование компетенции наставника у выпускников и уровень их информированности о содержании деятельности школы).
Условия реализации проекта
Лидер проекта по тестированию модели - менеджер программы "Эверест". Он возглавляет группу по проектированию модели, отслеживает выполнение графика мероприятий, обеспечивает получение обратной связи от участников, вносит необходимые изменения в текущую деятельность и модель в целом, проводит оценку ее эффективности. У каждого ученика есть свой куратор из числа учителей или выпускников. У куратора не может быть более 4 курируемых. Для реализации программы участникам требуется доступ к сети Интернет, который обеспечивает возможность работы в программе Trello, прохождение дистанционных курсов, участие в вебинарах. Временные ресурсы: 1 час личной/онлайн встречи и 1 час подготовки к встрече в неделю. Материальные ресурсы: по результатам проекта распределяется фонд в размере 300 000 руб.
Возможные риски и пути преодоления
Риск: некачественное сопровождение ученика со стороны куратора. Пути преодоления: обучение кураторов, регулярная обратная связь в формате личных встреч, анализ рефлексивных журналов кураторов, материальная мотивация организатора программы и кураторов.
Возможности масштабирования проекта
Программа "Эверест" может быть адаптирована к реализации в других школах, поскольку продукт проекта – описание локализованной модели реализации индивидуальных образовательных стратегий учащихся с подробными инструкциями и рекомендациями по ее внедрению. Носителями технологии являются учителя и выпускники Школы Горчакова, к которым всегда можно обратиться, если возникнут вопросы или затруднения.
Пример использования проекта
Предпосылки создания программы: - сфера образования предлагает широчайший спектр возможностей; - обучение длинною в жизнь – реальность и требование современности; - выпускник школы должен уметь конструировать свою будущую образовательную траекторию; - Программа индивидуальных образовательных стратегий «Эверест» – инструмент приобретения компетенции самообразования. При разработке программы использовались книги: Ковалева Т.М. и др. Профессия «тьютор». М.;Тверь, 2012. Marzano R.J., Norford J.S. A Handbook for Personalized Competency-Based Education: Ensure All Students Master Content by Designing and Implementing a PCBE System. 2017 Bray B.A., McClaskey K.A. How to Personalize Learning: A Practical Guide for Getting Started and Going Deeper (Corwin Teaching Essentials). 2018 - Alumni mentoring program handbook. The Chicago school of professional psychology. URL: https://my.thechicagoschool.edu/community/studentresources/alumni/Documents/Alumni%20Mentoring%20Program%20Handbook.pdf?fbclid=IwAR3R5_ktrdPnqR7a0tzEXJW90XOPI02fUngzKOFYNfTYMfiNp7FA2r3PIkI - Рабочие тетради наставника. Mentori. URL: https://mentori.ru/copybook/#books Что сделано: - разработана Программа ИОС, проведено внутрикорпоративное обучение педагогов-кураторов, в октябре 2018 она запущена, в декабре-январе 2018 проводится обучение выпускников, которые подключатся к программе в роли наставников в феврале 2019; - Программа реализуется последовательно в соответствии с планом графиком: в сентябре 2018 ученики вместе с родителями и кураторами сформулировали свои образовательные цели на год, описали шаги по их достижению, ученики фиксируют свое прохождение по образовательным маршрутам в онлайн системе Trello и еженедельно обсуждают свои успехи/неудачи в формате «часа куратора», в конце 1 четверти проведена самооценка, ученики формируют портфолио, в которое входят работы, фиксирующие динамику их продвижения к поставленным целям.
материалы проекта
Текстовые материалы
http://www.gorchakov.spb.ru/education.html