Скоркина Мария Дмитриевна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Эколого-краеведческие экскурсии для школьников
Скоркина Мария Дмитриевна
Скоркина Мария Дмитриевна
учитель химии
муниципальное общеобразовательное учреждение Белогорская средняя общеобразовательная школа
пгт Белогорск, Сибирский ФО
http://belogorskscool.ucoz.ru



содержание проекта


Градообразующим предприятием п. Белогорск является Кия-Шалтырский нефелиновый рудник. Жизнь поселка зависит от добычи полезных ископаемых, поэтому школьники, да и взрослое население, часто видят в природных богатствах Родного края только средство к существованию. Вместе с тем, и п. Белогорск, и рудник расположены на уникальной природной территории – в горах Кузнецкого Алатау, в охранной зоне государственного природного заповедника «Кузнецкий Алатау». Но многие учащиеся не были в тайге, никогда не поднимались в горы, не знакомы с природными достопримечательностями района. Участие в проекте позволяет, с одной стороны, удовлетворить характерную для детей любознательность и тягу к приключениям и путешествиям. С другой стороны, создать условия для активного познания и критического осмысления окружающей действительности в результате востребованной, общественно полезной деятельности. В работе используется гибкий метод планирования жизненного цикла проекта. 1. Планируются и проводятся исследования природных условий территории. Задача на данном этапе: выявить и описать разнообразие природных и исторических объектов. Исследования проводят учащиеся школьного научного общества. Для успешной организации экскурсий необходимы глубокие знания природных условий и истории освоения территории, поэтому проект нуждается в консультантах, экспертах. К работе привлечены краеведы школы (руководитель краеведческого кружка Бурцева Н.В., учитель истории). Помощь в организации экспедиций и проведении исследований оказывают сотрудники государственного природного заповедника «Кузнецкий Алатау». Сотрудничаем с Советом ветеранов. 2. Разработка экскурсионного маршрута. Определяются места стоянок и смотровых площадок. Пишутся сценарии и тексты для экскурсоводов. Обучение экскурсоводов. Для каждой возрастной группы планируются различные мероприятия в соответствии с возрастными особенностями. Для младших школьников – это развлекательные задания и игры. Например, кто продемонстрирует больше способов определения сторон света, кто придумает самый эффективный способ очистки воды в полевых условиях. Для старших школьников – исследования. Например, определение горных пород в полевых условиях, изучение свойств природной воды, наблюдение за животными. 3. Проводится пробная экскурсия для учащихся НОУ. Выявляется мнение участников об экскурсии. В соответствии с пожеланиями экскурсии дорабатываются (если это необходимо). Основные задачи на данном этапе – оценить привлекательность экскурсии для школьников и, если это необходимо, дополнить (изменить) ее. 4. Проведение экскурсий для учащихся школы согласно требованиям. 5. Утилизация. Во время экскурсии на территории может оставаться мусор, поэтому в сценариях экскурсий запланированы экологические десанты и экологические игры. 6. Создание различной медиапродукции. Разнообразные виды деятельности, сильное эмоциональное воздействие позволяют разобрать сложные закономерности развития природы и общества на знакомом и понятном местном материале.

Целевая группа проекта
Проект рассчитан на учащихся 5-11 классов. Команда проекта (обеспечивающая система) – учащиеся НОУ «Естествоиспытатель», выполняют роль исследователей, разработчиков, экскурсоводов, съемочной группы. Использующая система проекта – школьники и их родители, жители и гости п. Белогорск.
Результаты проекта
Ключевая ценность, которую пытаемся передать участникам – это осознание того, что из всех живых существ на планете лишь человек не сам меняется, приспосабливаясь к условиям среды, а изменяет окружающую среду; человек является не царем природы, не венцом эволюции, а частью живой природы. Поэтому экологоцелесообразное, экологически безопасное, причем как для окружающей среды, так и для человека, поведение учащихся является лучшим подтверждением того, что данная ключевая ценность принята участниками проекта. В целом, участие в проекте позволяет в комплексе формировать компетенции: Учебно-познавательные и информационные: изучение территории, природных и исторических особенностей. Анализ, сравнение и осознанный выбор экскурсионных объектов. Моделирование маршрута. Коммуникативные: командная работа над созданием экскурсии, опыт презентации результатов, взаимодействие экскурсовод- экскурсант. Личностное самосовершенствование: самоконтроль, ответственность, проф. самоопределение - на экскурсии
Используемые образовательные технологии
В своей практике использую эколого-краеведческий подход. Применение краеведческого материала, в силу его межпредметности и особой эмоциональной окраски, дает высокие учебно-воспитательные результаты. При таком подходе многие образовательные технологии выступают как метод. На этапе выявления и описания природных и исторических объектов, привлекательных с учебной и туристической точек зрения, реализуется исследовательский метод. На этапе разработки экскурсионного маршрута реализуется метод проектов. Учащиеся пишут сценарии мероприятий, проводимых на маршруте, оформляют смотровые площадки, создают путеводители. На этапе проведения экскурсий, учащиеся примеряют на себя роль экскурсоводов, получают навыки публичных выступлений, взаимодействия с аудиторией. При создании видеоэкскурсий и аудиогидов реализуется метод визуализации и ИКТ. В дальнейшем на уроках и занятиях по дополнительным программам используется мультимедийная продукция, созданная в рамках проекта, это пример медиаобразования.
Методы и способы измерения результатов проекта
1.Количественные показатели - 4 экскурсии - более 150 участников в полевой сезон 2018 г - около 3500 человек получили доступ к медиапродукции (пользователи сети кабельного телевидения поселка) 2.Для валидации результатов - внешняя экспертиза. - Исследовательские и творческие работы учащихся неоднократно занимали призовые места на конкурсах и конференциях разного уровня. - Экскурсия «Золотая эпопея и крылатый металл» получила высокую оценку экспертов Русского географического общества, видеоэкскурсии были рекомендованы для проведения занятий по краеведению. 3.Рефлексия. На этапе разработки экскурсионного маршрута - организаторская рефлексия (т.к. нацелены на получение образовательного результата – организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности) и коммуникативная рефлексия (т.к. хотим получить образовательный результат – навыки продуктивного общения). На этапе проведения экскурсий – коррекционная рефлексия. 4.Востребованность экскурсий у школьников.
Условия реализации проекта
Поскольку экскурсии разрабатывают и проводят учащиеся, основной ресурс – кадровый. Над каждой темой работает группа ребят, каждый из участников проходит путь от ученика до наставника. Цель участия в проекте (ценности, самоопределение) у ребят разная. Некоторым интересны походы. Другие нацелены на поступление в ВУЗы. Кто-то пришел в проект как специалист под конкретную задачу. Например, ребята из театрального кружка присоединились на этапе создания первой видеоэкскурсии. Полевая работа мальчишек не вдохновляет (комары, гнус), зато интересны видеомонтаж и озвучивание. Материально-технические ресурсы: оборудование для полевых исследований и туристическое снаряжение. Некоторая часть оборудования была приобретена на средства, полученные по гранту Русского географического общества. Неоднократно помощь в организации поездок оказывал Кия-Шалтырский рудник. Организационные: календарный план полевых и камеральных работ, видеосъемки, привлечение консультантов и экспертов, видеопросмотры.
Возможные риски и пути преодоления
Поход в горы, в тайгу связан с повышенным риском травматизма. Чтобы избежать данного риска при планировании и разработке маршрута особое внимание уделяется его безопасности. Конфликтные ситуации внутри команды. Каждому участнику хочется организовать экскурсию под свою тему исследований. Если ребенок занимается изучением горных пород, то ему хочется рассказать о геологическом прошлом или полезных ископаемых территории. Если ребенок изучает фауну, то ему хочется, чтобы маршрут проходил вблизи бобровых поселений, или курумника, в котором живут пищухи и т.д. Мы пытаемся найти точки соприкосновения, в результате получаются разноплановые экскурсии. Потеря интереса к проекту. Может быть 2 решения. Можно «подогреть» интерес к проекту: предложить обновить сценарий, организовать новый маршрут и т.д. Либо набрать ребятишек из классов помладше. У «старых» участников с приходом малышей проснется интерес к проекту. Не просто так дети любят «играть в школу», многим хочется примерить роль наставника.
Возможности масштабирования проекта
Экскурсия, как форма урочной и внешкольной работы, используется давно и широко. В традиционном виде экскурсия – методически продуманный показ объектов. Данный проект предлагает учителю отойти от роли экскурсовода, а стать наставником. Попробуйте детям предоставить свободу действий, дайте возможность выбирать объекты, разрабатывать сценарии, организовывать мероприятия. Причем, чем больше будет привлечено «специалистов» из разных отраслей естествознания, истории, культуры и т.д., тем интереснее получится продуктовый результат. Проект «Эколого-краеведческие экскурсии по Кузнецкому Алатау» планируется развивать в двух направлениях: 1. Увеличить количество экскурсионных маршрутов. Идеи и практические наработки уже есть. 2. Увеличить количество экскурсантов. Изначально экскурсии организовывались для учащихся школы п.Белогорск. Затем присоединились родители, выпускники научного общества школы с сокурсниками, родственниками и знакомыми. Экскурсии востребованы у жителей и гостей п. Белогорск.
Пример использования проекта
«Эколого-краеведческие экскурсии для школьников» - это проект о природе и истории освоения северо-восточного склона Кузнецкого Алатау. В ходе работы над проектом учащимися научного общества «Естествоиспытатель» разрабатываются интересные и безопасные экскурсионные маршруты по уникальному хребту гор юга Сибири. Научное общество было организовано в 2007 году. Юные естествоиспытатели занимаются комплексным изучением своей малой Родины. За годы существования в НОУ была выработана система преемственности, наставничества и командного взаимодействия. Накоплен богатый фактический материал. Новое направление работы НОУ – экологическое просвещение и популяризация природного и исторического наследия Родного края методами познавательного туризма. В настоящее время разработаны 4 экскурсионных маршрута. Экскурсии востребованы у школьников, за последний полевой сезон на них побывали более 150 человек. На маршрут «Дедова гора» ребята первый раз отправляются после 5 класса, многие готовятся к этой экспедиции со 2-3 классов. С удовольствием и интересом в походе принимают участие родители. Экскурсия «Земляки-фронтовики» появилась в ответ на социальный заказ жителей поселка. В настоящее время проводится работа по присвоению безымянной высоте 960 имени «Земляки-фронтовики». В годы ВОВ из поселка на фронт ушли 53 человека, домой не вернулись 52 человека. «Золотая эпопея и крылатый металл» – знакомит с историей освоения Белогорий со времен золотых приисков XIX века до разработки Кия-Шалтырского нефелинового месторождения. «Тайны сверкающей реки» - водный маршрут для старших школьников. В 2016 году под проект «Эколого-краеведческие экскурсии по Кузнецкому Алатау» получен грант Русского географического общества. На средства гранта были приобретены туристическое снаряжение и оборудование для видеосъемок. В настоящее время идет работа над созданием видеофильмов по материалам экскурсий. Премьерные показы фильмов состоялись в школе и ДК, транслировались по кабельному телевидению.
материалы проекта
Текстовые материалы
1.Предпосылки проекта: Краеведческий подход в обучении https://drive.google.com/open?id=14-Niy5JyJXjb6jmqHE8bssoBMQyrd-sF 2.Видеоэкскурсии: «Золотая эпопея и крылатый металл» https://yadi.sk/i/koi7KcaXQlraiw «Дедова гора» https://yadi.sk/i/7Vq60dB_Bg6mtw Репортаж «Земляки-фронтовики» https://drive.google.com/open?id=1K2StNAQvJuOOB8Afe_2Ha6Nraz3mbN4- 3.Дополнительные образовательные программы, в которых используются материалы экскурсий "Природный мир вокруг человека" https://drive.google.com/open?id=1BmBnH4BXHbuufy2GFLXQGYq8l3vQV0HA "Изучение экологии п.Белогорск" https://drive.google.com/file/d/1sYLxQkCL9F9B5v7aGHNZ64c1nWeo-ni0/view?usp=sharing 4.Авторские экскурсии на проекте «Лучший гид России» https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=UbszblmsZd4 https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=yiGHdkLrh8I 5.Работа НОУ «Естествоиспытатель» http://ecokem.ru/kosmicheskij-otryad-na-zashhite-planety/ http://ecokem.ru/molodoe-pokolenie-zhitelej-tisulskogo-rajona-stremitsya-izmenit-mir/ http://ecokem.ru/v-belogorske-dni-zashhity-otkryli-trudovym-desantom/ http://ecokem.ru/uroki-ekologicheskoj-gramotnosti/