Капустина Наталья Юрьевна - Победитель конкурса #iучитель2019.
«Знай наших!» - краеведческий экскурсионный проект.
Капустина Наталья Юрьевна
Капустина Наталья Юрьевна
учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева"
Новосибирск, Сибирский ФО
http://licey130.ru



содержание проекта


Проект «Знай наших!» реализует комплексный подход к изучению родного края. Цель проекта: организация и проведение экскурсионных мероприятий для изучения истории районов города, как неделимых частей Новосибирска. Задачи проекта: − проведение экспертизы актуальности и значимости проекта; − выбор и изучение достопримечательностей района, и создание экскурсионного маршрута; − проведение экскурсии; − подведение итогов. Чтобы понять суть проекта, необходимо проследить универсальные этапы работы: 1. Этап. Подготовка. На данном этапе формулируется идея проекта. В нашем случае, идея была такова: Раз уж накоплен прекрасный краеведческий материал, давайте делится им! Получится интересно, если, в конечном счете, мы сможем собрать весь наш город в единую картину! На 1-х занятиях были поставлены цель и задач проекта. 2. Этап. Планирование. Включает в себя работу, по поиску единомышленников из других школ, которые готовы не только приезжать к нам на экскурсии, но и готовить подобные мероприятия для нас. 3. Этап. Исследование. Когда выбрана команда экскурсантов, участники проекта приступают к подбору краеведческого материала. Это интересная работа, которая предполагает посещение музеев, выставок. На этом этапе возможна разработка буклетов, их печать. 4. Этап. Представление. Этап проведения экскурсии. Самый волнительный и этап. Как правило, экскурсии проходят «на одном дыхании», интересно и весело. 5. Этап. Подведение итогов. Каждый раз, после завершения работы мы обсуждаем результаты: что произвело большее впечатление на гостей, можно ли считать экскурсию удачной и почему? Считаю, проект актуальным потому, что: − проект основан на краеведческой составляющей. Краеведение, через знание и понимание истории родного края, формирует мировоззрение гражданина-патриота. − проект – призывает ребят не только изучать историю родного края, но и передавать информацию ровесникам, делится знаниями на доступном языке! Проект раскрывает таланты! Например, талант рассказчика, талант организатора и еще много разных талантов! − проект открывает новые грани общения. Благодаря проекту ребята приобретают не только новых друзей, но и интересные темы для общения! Оказывается, можно обсуждать названия улиц, памятники, рекомендовать друг другу посещение интересных мест города. − проект учит ребят работать со средствами коммуникации и требует освоения новых возможностей! Ученики работают во всемирной сети, ведут сайта проекта, прокладывают маршрут с помощью Гугл-карт, верстают буклеты, проводят видео и фотосъемку. Проект открывает возможность по-новому отнестись к процессу получения знаний, выманивая ребят из-за парт на улицу, учит познавать мир, находить прекрасное рядом, удивляться знакомым и привычным вещам! Кроме того, практически всю работу над проектом ученики выполняют самостоятельно. Таким образом, у учеников формируется, необходимое современному человеку, критическое мышление. Мышление, которое дает возможность находить и принимать нестандартные решения.

Целевая группа проекта
Участники проекта - ребята 7-9 классов. В этом возрасте ребят интересует эмоционально выраженная информация, та, которая касается каждого, лично! И здесь, как нельзя, кстати, говорить о краеведении. Опыт экскурсоводов дает ученикам возможность, проявить свои ораторские спос.-ти и качества лидера.
Результаты проекта
Основное качество, присущее участникам проекта, и получающее развитие в процессе работы над проектом – любознательность. Да, любознательность движет моими учениками. Действительно, ведь если есть «любо знания», то знаниями такими любо и делиться! У ребят, развивается, на мой взгляд, новая компетенция - «любодеятельность»! Такая, деятельность, которую мои ученики выполняют с удовольствием, и что еще очень важно, самостоятельно! И здесь уж, спектр развивающихся компетенций достаточно велик и разнообразен: способность к самоактуализации, умение нестандартно мыслить (критическое мышление), творческий подход к решению любых проблемных ситуаций при разработке сценария мероприятия, навыки бесконфликтного взаимодействия с окружающими в ходе проведения экскурсий, развитие взаимопонимания при работе в команде, развитие способности адекватной самооценки.
Используемые образовательные технологии
В основу работы над проектом «Знай наших!», заложена последовательность действий пед. технологии «метод проектов». Однако, на разных этапах работы можно использовать приемы других пед. технологий. Размышляя над ходом экскурсии – можно планировать мероприятие с помощью приемов технологии «развитие критического мышления». Если, ждать на экскурсию малышей, применимы приемы технологии «игровое обучение». Если речь идет о встрече ребят из старшей школы, подойдут приемы технологии «проблемное обучение». В работе, может быть использована цифровая техника, а также следующие информационные технологии: - с помощью офисных и спец. программ МS Word, Point, ФотоШОУpro, Movavi, Point.net. Google –карты, Дубль-Гис, участники проекта могут готовить печатный материал, презентации, выполнять видеомонтаж, намечать маршруты; - благодаря работе во всемирной сети Интернет – разработан сайт проекта. - телекоммуникационные технологии (мобильные чаты) позволяют обсуждать актуальные вопросы.
Методы и способы измерения результатов проекта
Успешность проекта, на мой взгляд, определяется достижением поставленной на начальном этапе цели и реализации задач. Таким образом, полагаясь на озвученные выше цель и задачи, измерить наш успех несложно: - краеведческий материал не просто изучается моими учениками. Ребята анализируют полученные сведения, адаптируют его для подачи во время экскурсии (в зависимости от возраста наших гостей) - составлены и проработаны 2 экскурсионных маршрута, оба успешно апробированы и четко выверены по времени; - организованы и проведены несколько экскурсий. По мнению участников проекта, учителей и наших гостей - экскурсии получаются яркими и интересными, насыщенными событиями (отзывы на сайте, устные впечатления); - после проведенных мероприятий мы анализируем нашу работу и каждый раз приходим к выводу, что наша работа интересна, полезна, а главное востребована в образовательной среде нашего города; - важно, что на сегодняшний день мы видим точки роста и стремимся к ним.
Условия реализации проекта
Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы: 1. Организационные ресурсы – возможность учебной организации, предоставить учителю 2 часа в неделю на проведение спецкурса по краеведению, договорные отношения с администрацией музеев, выставок. 2. Кадровые ресурсы – учитель-предметник, желающий и имеющий возможность заниматься проектом, любящий и знающий родной край. 3. Материально-технические ресурсы – учебный класс, компьютер с выходом в интернет и установленным ПО, оргтехника, фотоаппарат, видеокамера, мобильная связь, транспорт. Денежные средства для: организации питания, оплаты экспозиций, печать буклетов и сертификатов, корм животным (посещение живого уголка) и т.д. В среднем, один гость на экскурсии обходится в 130 рублей (без учета транспортных расходов).
Возможные риски и пути преодоления
1. В Лицее высокие требования к уровню подготовки учеников по обязательным предметам. Ребята выполняют большой объем домашней работы, а кроме того, посещают дополнительные секции, спецкурсы. Так, как и наш проект развивается в рамках спецкурса по краеведению, то некоторым ребятам не хватает времени, для того чтобы приходить на занятия. Ежегодно, мы устраиваем презентацию проекта и привлекаем заинтересованных учеников. 2. Советский район – удаленный район Новосибирска. Для того, чтобы приехать к нам на экскурсии, учителям из приглашенных учреждений, приходится заказывать дорогостоящие транспортные услуги. Такое положение дел, не прибавляет энтузиазма нашим гостям. Однако, у нас существует договоренность с одной из транспортных компаний, позволяет нам рассчитывать на скидку при заказе тр.-та. 3. Наши маршруты предполагают прогулки на воздухе, поэтому существует зависимость проведения мероприятия от погодных условий. Мы оцениваем прогнозы погоды и подбираем оптимальные дни для экскурсий.
Возможности масштабирования проекта
Лицейский опыт реализации проекта «Знай наших!», показывает, что подобные проекты могут быть организованы в других образовательных учреждениях и не только Новосибирска. Рецепт прост, вам скорее всего понадобятся: - 2 часа дополнительного времени в неделю и программа реализации проекта; - заинтересованные и работоспособные ученики, и гости проекта; - знакомства с замечательными и неравнодушными людьми района/города (хранители музеев, выставок, сотрудники клубов и ДК); - много свободного времени, чтобы найти достопримечательности, уникальные места района, изучить литературу; - помощь попечительской организации, которая выражается в материальных приобретениях проекта (печать сертификатов, буклетов, организация обедов, чаепитий, подарки экскурсантам); -желание развивать и продвигать проект, искать перспективные точки роста! Мы строим планы о том, что в будущем наш проект перерастет районный уровень. Мы сможем рассказывать уже о Новосибирске, гостям из других городов.
Пример использования проекта
На сегодняшний день, участниками проекта, изучены значимые достопримечательности Советского района, продуманы, составлены и описаны два экскурсионных маршрута: 1. Маршрут «От Лицея» (Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева, озеро с утками, музей истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока, лаборатория Экологического Воспитания ИЦиГ СО РАН, Новосибирский государственный университет). 2. Маршрут «От Лицея -2» (Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева, озеро с утками, лаборатория Экологического Воспитания ИЦиГ СО РАН, Выставочный центр СО РАН). За время реализации проекта проведено шесть экскурсий. Участниками проекта стали более 100 школьников и 11 учителей: − авторы маршрутов и экскурсоводы (ученики 7-9 классов МБОУ Лицея № 130); − экскурсанты – ученики 10 класса МБОУ СОШ № 97, ученики 8 класса МБОУ Лицея № 113, Воспитанники детского Дома творчества имени В. Дубинина, ученики 3 и 4 класса МБОУ Лицея № 130 ученики 5-9 классов Владимировской СОШ Тогучинского района НСО; − учителя и педагоги географии, информатики, начальных классов образовательных учреждений города Новосибирска и области.
материалы проекта
Текстовые материалы
https://sites.google.com/site/ecolicey130/home?authuser=0 http://io.nios.ru/articles2/78/15/neznakomye-rayony-rodnogo-goroda http://bsk.nios.ru/avtor/kapustina-natalya-yurevna