Паршина Мария Михайловна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Модель построения учебного процесса
Паршина Мария Михайловна
Паршина Мария Михайловна
ведущий курсов физико-химического направления, методист-администратор
Досугово-образовательный центр "Техноград", мастерская "Лаборант химического анализа" Биомед Сервис
Москва, Центральный ФО
https://technograd.moscow/



содержание проекта


Не секрет, что современные дети, выбирая будущую профессию и соответствующий профиль обучения в старших классах школы, зачастую не в полной мере представляют, что включает в себя та или иная профессия. Особенно это заметно на примере естественнонаучного направления. Химия в школе и химия в лаборатории контроля качества или на заводе - словно совсем разные науки. Поэтому для учеников, выбравших данный профиль, необходимы дополнительные курсы для знакомства с профессией. Такие занятия не могут проходить в формате привычных школьных уроков. Поэтому я разработала и внедряю на своих занятиях особую шести-ступенчатую модель. На первом этапе учащимся предлагается теоретический блок в виде лекций, а также демонстрируется современное лабораторное оборудование. На втором этапе ученики получают кейсы, для решения которых необходимо ориентироваться в понятиях, изученных на первом этапе. На третьем этапе учащиеся сами выбирают методы и средства, которые можно применить для решения кейса, собирают информацию самостоятельно, в том числе в сети Интернет. На четвертом этапе ученики представляют решение кейса в виде доклада с выступлением и презентацией. На пятом этапе происходит экспериментальная проверка решения кейса. На шестом заключительном этапе происходит обсуждение результатов и подведение итогов. Например, в рамках разработанного мною курса "Техника и технология лабораторных работ" на 1-м этапе учащиеся из лекций узнают о видах и методах современного химического анализа (качественный и количественный, титрование, гравиметрия и т.д.), знакомятся с современным оборудованием. На 2-м этапе получают кейс, основная суть которого сводится к решению следующей, например, задачи: как определить содержание белков в молоке или проверить мед на наличие антибиотиков. На 3-м этапе учащиеся самостоятельно подбирают способы решения этих задач и представляют собранную информацию в виде в виде презентации и выступления перед одноклассниками. Затем ученик должен подтвердить или опровергнуть предложенное им решение на практике, т.е. провести эксперимент, используя лабораторное оборудование и приборы. И в заключение происходит обсуждение в группе и с преподавателем результатов эксперимента.

Целевая группа проекта
Учащиеся 8-11 классов, изучающие химию на профильном уровне и желающие в дальнейшем получить профессию, связанную с химией.
Результаты проекта
Ученики получат представление о будущей профессии химика, познакомятся с современным оборудованием, научатся собирать и анализировать информацию для решения кейсов, а также разовьют навыки публичного выступления.
Используемые образовательные технологии
Метод кейсов, проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения, личностно-ориентированное обучение
Методы и способы измерения результатов проекта
Сравнение с контрольной группой, не занимавшейся по данной шести-ступенчатой методике. Параметры сравнения: время нахождения информации для решения нестандартной задачи (кейса), наличие знаний о будущей профессии, сравнение навыков публичных выступлений (связанность, логичность, краткость).
Условия реализации проекта
Наличие реактивов, химического оборудования (колбы, бюретки, пипетки, стаканчики, ареометры и т.д.), а также проектор. Дополнительное условие: наличие приборов - микроскопы, рефрактометры, pH-метры полевые, турбидиметры и т.д.
Возможные риски и пути преодоления
1)Недостаточная оснащенность некоторых школ химической посудой, реактивами и приборами. Пути преодоления - подбирать кейсы, исходя из имеющегося оборудования и реактивов, знакомиться с дорогостоящими приборами, смотря обучающие видео. 2)Нахождение недостоверной информации учениками в интернете на 3-м этапе, необходимо подсказать детям, на каких сайтах лучше искать информацию.
Возможности масштабирования проекта
Проект может реализовать любой педагог. Данную стратегию можно применять в любой школе, ориентируясь на имеющееся оборудование и реактивы. А если опустить экспериментальный этап, то модель из 5 этапов может быть применена и для гуманитарных курсов.
Пример использования проекта
Экспериментальной площадкой, на которой я внедряю данную модель построения учебного процесса, является образовательный центр "Техноград". К нам приходят ученики школ целыми классами на курс "Урок в Технограде". Это уникальный опыт, так как на сегодняшний день "Техноград" - единственный в России образовательный центр подобного рода, где школьники могут получить представление о будущей профессии. В частности, я разработала программу учебного курса "Техника и технология лабораторных работ" для старшеклассников, а также составила учебные кейсы и провожу занятия, используя разработанную шести-ступенчатую модель.
материалы проекта
Текстовые материалы
https://yadi.sk/d/_u_-yYYzxaVVwg