Ерина Екатерина Александровна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Молодёжный интернет-журнал "Штурман"
Ерина Екатерина Александровна
Ерина Екатерина Александровна
педагог дополнительного образования
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования "Планирование карьеры"
Томск, Сибирский ФО
http://cpc.tomsk.ru/



содержание проекта


«Штурман» — онлайн-проект детского медиацентра МАОУ «Планирование карьеры», полностью создаваемый руками старшеклассников — от написания текстов до вёрстки и дизайна издания. Работа над интернет-СМИ для юных журналистов является наиболее эффективной по ряду причин: - основной канал потребления информации сегодня — это интернет; - в свою очередь, именно интернет сегодня стал не только средством поиска информации, но и мощным инструментом манипуляции и каждый человек должен уметь грамотно противостоять ей; - представителям поколения Z, родившимся со смартфонами в руках, намного понятнее и интереснее работать с сайтом, чем с печатной газетой; - работа над интернет-журналом позволяет обучающимся осваивать современные медиажанры и медиаформаты; - интернет-СМИ подразумевает совсем иную, более широкую, чем круг одноклассников, аудиторию, а соответственно, более высокую ответственность автора за конечный продукт; - через работу над коллективным интернет-проектом у школьников возникает понимание о правильном построении личного бренда в социальных сетях или блогах; - если старшеклассники, занимающиеся в журналистских творческих объединениях, ориентированы на поступление в соответствующие вузы, то они должны понимать, как обстоят дела в современной журналистике — и здесь мы снова обращаемся к новым медиа. Каждую неделю ребята посещают занятия по основам журналистики, фотографии, видеосъёмке и веб-дизайну. Помимо этого два часа в неделю выделяется для сборов редакции, на которых обсуждается контент-план журнала на месяц. Также на сборах редакции выделяется время для отчётов каждой из групп (текст, фото, видео, иллюстрации, SMM) о проделанной работе. Ребята обсуждают с коллегами возникающие трудности и совместно пытаются найти пути решения. При этом в редакции нет стабильного закрепления обучающегося в конкретной группе. Работая над тем или иным проектом, он может выбрать любую роль — таким образом, ребята становятся «универсальными» журналистами. Работа над интернет-журналом максимально приближена к работе «взрослых» редакций и имеет очень мощный профориентационный потенциал. Ребята ведут реальную журналистскую работу, тем самым, осваивая профессиональные пробы «Медиапродюсер», «Журналист», «Редактор»,«Бильд-редактор», «Фотограф», «Иллюстратор», «Веб-дизайнер», «Видеооператор», «Монтажёр», «SMM-менеджер» и другие профессии, связанные с миром медиа. Ни один другой тип школьного СМИ не позволяет обучающимся одновременно освоить такое количество профессий и, что самое главное, все они актуальны на современном рынке труда. Кроме того, ребята, ориентированные на поступление на факультеты журналистики, рекламы, дизайна, имеют возможность собрать портфолио для успешного прохождения творческого конкурса в вузе. Педагог выступает в роли главного редактора, помогает подбирать темы материалов, принимает итоговое решение о публикации того или иного проекта, а также является корректором — проверяет тексты на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.

Целевая группа проекта
Обучающиеся 8-11 классов. Миссия Центра "Планирование карьеры", где я работаю, заключается в помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, поэтому в основном это обучающиеся медиацентра, ориентированные на поступление на факультеты журналистики, PR и рекламы, филологии.
Результаты проекта
1. Способности критически мыслить 2. Способность анализировать медиатексты 3. Способность ориентироваться в информационных ресурсах, выбирать из них более качественные, заслуживающие доверие 4. Умение создавать собственные медиатексты 5. Умение самостоятельно организовать работу над крупным проектом
Используемые образовательные технологии
Проектное обучение. Помимо обычных занятий по "Основам журналистики" обучающиеся работают по группам над отдельными направлениями, необходимыми для реализации общего проекта — интернет-журнала. Одна из групп отвечает за бильд-редактирование (подбор иллюстраций и фотографий, а также их создание), вторая — за видеоконтент, третья — за текстовую часть материалов. Есть также четвёртая группа, отвечающая за продвижение проекта в социальных сетях (Вконтакте и Instagram). В проектной работе также используется методика Scrum — каждая группа заполняет свою строку в чек-листе медиапроекта (под ним в данном контексте подразумевается любой материал сайта), в котором они отмечают: - задачи, требующие выполнения; - задачи, находящиеся в работе; - проблемы, мешающие их выполнить; - уже выполненные задачи. Педагог выступает в роли наблюдателя и контролирует процесс на еженедельном сборе редакции, где представитель каждой группы отчитывается о проделанной работе.
Методы и способы измерения результатов проекта
1. Для обучающихся — мониторинг развития проектной и коммуникативной компетенций; контроль процента поступления выпускников в вузы на соответствующие специальности. 2. Для оценки активности аудитории — контроль статистики просмотров, сессий и уникальных посетителей интернет-журнала при помощи сервисов Tilda Statistics и Яндекс.Метрика, а также увеличения количества подписчиков аккаунтов медиацентра в социальных сетях, лайков, репостов.
Условия реализации проекта
Материальные ресурсы: цифровые фотокамеры, штатив, петличные микрофоны, электронный стабилизатор для видеосъёмки, компьютеры. Программное обеспечение: Adobe Premier Pro, Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, тарифный план Personal на конструкторе сайтов Tilda. Кадровые ресурсы: дополнительно работу с обучающимися ведут преподаватель фотодела и преподаватель веб-дизайна.
Возможные риски и пути преодоления
1. Отсутствие необходимого материального обеспечения. В работе могут произойти поломки техники, сбои в работе программ. В такой ситуации можно обратиться к другим городским организациям, ведущим сходную работу и одолжить необходимое оборудование до устранения неполадок. Кроме того, у ребят часто есть своя собственная аппаратура. 2. Несвоевременная подготовка материала. Часто старшеклассники очень заняты учёбой в школе и дополнительными занятиями с репетиторами и могут просто не успеть сделать вовремя тот или иной материал. Особенно негативно это сказывается на репортажах — статья просто может перестать быть актуальной. В данном случае мы стараемся распределять работу таким образом, чтобы в первую очередь у журналиста, отвечающего за текст, был на подхвате ещё один, который, в случае чего, сможет доделать материал.
Возможности масштабирования проекта
Конструктор сайтов Tilda настолько прост в обращении, что любой педагог легко сможет справиться с созданием собственного ресурса (а если говорить о ребятах, то они всё схватывают буквально налету): на сайте Tilda есть качественные обучающие видеоролики по работе с конструктором. Платный тариф Personal даёт более широкие возможности, однако и работая с бесплатным форматом конструктора можно создать хорошее онлайн-издание. Если в школе, колледже или центре дополнительного образования есть газета или телестудия, то они могут являться плодотворной базой для создания электронного СМИ: для начала можно будет просто загружать материлы своих «аналоговых» СМИ на сайт. Кроме того, формат интернет-журнала вообще позволяет публиковаться в нём ребятам из разных редакций, поэтому можно начать с того, чтобы присоединиться к какому-то из существующих проектов, чтобы «набить руку». Так, у «Штурмана» уже есть опыт сотрудничества с юными журналистами из Санкт-Петербурга.
Пример использования проекта
Медиапедагогика и медиаобразование появились в нашей стране достаточно давно (уже в 20-е годы существовали Клубы любителей кино, фотостудии и стенгазеты). Сегодня практически в любой школе есть своя газета, телевидение или радио — классические "аналоговые" медиа, которые создаются уже не одно десятилетие. Свою работу в качестве руководителя детского медиацентра я также начала с создания печатной газеты и молодёжного телевидения. Спустя три года работы пришло понимание, что медиаобразование в XXI веке должно осуществляться через работу детей в электронных интерактивных изданиях, которых сегодня среди школьных медиа можно буквально пересчитать по пальцам. Тогда мы с ребятами, имеющими уже достаточный опыт работы в редакции газеты и телевидения, в 2017 году решили попробовать создать свой интернет-журнал. Для создания электронного СМИ мы использовали конструктор сайтов Tilda, при помощи которого ребятами был разработан дизайн издания. Взяв за основу печатную газету "Штурман", мы перенесли некоторые рубрики и на сайт (среди них рубрика "Планирование карьеры" — которая является основной, так как "Штурман" в первую очередь профориентационное издание), при этом сейчас наполнение рубрик уже практически не дублируется с печатным изданием. Рубрики "Развлечения", "Тестики", "Взрослеть не вредно" есть только в интернет-журнале и были разработаны ребятами самостоятельно в результате опроса сверстников и, действительно, на данный момент являются самыми популярными.
материалы проекта
Текстовые материалы
Интернет-журнал "Штурман": http://shturmedia.ru/ Портфолио педагога дополнительного образования: http://pedportfolio.tilda.ws/ Группа медиацентра Вконтакте: https://vk.com/media_cpc