Додонова Екатерина Александровна - Победитель конкурса #iучитель2019.
Конкурс проектов по программированию “Программируем с Alice” (Организация учебного курса по основам объектно-ориентированного программирования в среде Alice и конкурса проектов по итогам этого курса.)
Додонова Екатерина Александровна
Додонова Екатерина Александровна
учитель информатики
ГБОУ Школа №1533 "ЛИТ"
Москва, Центральный ФО
https://www.lit.msu.ru/



содержание проекта


Основная цель моего проекта - предложить новый подход к обучению программированию, а также популяризировать обучающую среду программирования Alice среди учителей. Достигнуть этой цели предполагается с помощью двух шагов: 1. Разработать и внедрить курс дополнительного образования по основам объектно-ориентированного программирования в среде Alice. Курс будет полностью ориентирован на проектную работу. Важно, чтобы курс имел полный пакет материалов для работы, готовый для использования всеми заинтересованными в этом учителями. Задача-максимум: разработать массовый онлайн-курс, чтобы все желающие имели возможность освоить среду и познакомиться с объектно-ориентированным программированием самостоятельно. 2. Организовать конкурс среди всех учащихся курса, на котором будут представлены финальные проекты учащихся. Создать площадку для обсуждения проектов и обмена мнениями. Отличие курса “Программируем с Alice” от существующих состоит в принципиально ином подходе к обучению детей программированию и IT-технологиям. В первую очередь, это формирование алгоритмического мышления не в категориях инструкций, а в категориях объектов и связей между ними. Именно такая парадигма соответствует современным подходам в промышленном программировании. Но это не единственное преимущество предложенного курса: Ученики получают опыт программирования взаимодействия объектов в виртуальной среде. Редактор написания кода блочный, поэтому ученикам не нужно тратить много времени на заучивание сложного синтаксиса языка. Это популярное и удобное решение для современных обучающих сред программирования. Ученики развивают пространственное мышление, изучают взаимное расположение объектов в пространстве, знакомятся со средой 3D-проектирования. В основе лежит “взрослый” язык программирования Java, перейти к которому от блочного программирования в Alice уже не так сложно. Фактически весь курс строится вокруг создания проектов (от совсем маленьких индивидуальных до крупных групповых проектов). Благодаря этому ученики имеют дело не с задачами с правильным или неправильным ответом, а с проблемами, которые им приходится решать для достижения самостоятельно поставленной цели. А еще такой подход гораздо чаще привлекает девочек, которые часто уже в 7 классе являются носителями стереотипа “программирование - это для мальчиков”. Среда даже строится вокруг персонажа женского пола. При творческом подходе к организации работы, ученические проекты могут быть посвящены самым разным темам: геометрия и астрономия, биология и химия, изобразительное искусство и история и т.д. Итогом работы учеников в рамках курса являются проекты, которые могут быть представлены на конкурсах или других публичных мероприятиях.

Целевая группа проекта
Проект направлен на учащихся 5-8 классов средней школы.
Результаты проекта
- Представление об объектно-ориентированном подходе в программировании. - Мотивация к изучению программирования. - Знание общепринятой терминологии в программировании. - Основы алгоритмического и системного мышления. - Опыт программной разработки продукта. - Опыт работы в 3D-среде. - Опыт планирования и реализации проекта.
Используемые образовательные технологии
Педагогические технологии: - Проектная работа. Организация индивидуальной и групповой проектной работы. - Перевернутый класс. Если мы хотим, чтобы ученики на занятиях большую часть времени проводили в работе над своими проектами, логично “вывести” теоретический материал (в первую очередь тот, который касается особенностей работы в среде Alice) , за пределы урока. Таким образом, при наличии качественных видеоматериалов ученики получают возможность всегда пересмотреть урок, если что-то забыли, и потратить время на уроке на обсуждение своего проекта. Цифровые технологии: - Обучающая среда программирования Alice, вокруг которой и строится курс. - Сайт конкурса, онлайн-площадка для обсуждения и оценки проектов - Онлайн видео курс “Программируем с Alice”, позволяющий разобрать технические основы работы в среде Alice.
Методы и способы измерения результатов проекта
- Публичное обсуждение проектов на интернет площадке. - Защита проектов с оцениванием по разработанным критериям. - Организация самооценивания и взаимооценивания работ учащихся. - Проведение анализа вовлеченности учеников и учителей в образовательный процесс (доля учеников успешно завершивших проекты, количественное соотношение индивидуальных и групповых проектов и т.д.) - Получение обратной связи от учителей, ведущих курс.
Условия реализации проекта
Технические ресурсы для организации курса дополнительного образования: - Компьютеры с ОС Windows или Mac OS - Доступ в Интернет Необходимые ресурсы для проведения конкурса - Онлайн площадка для публикации и организации обсуждения конкурсных работ. - Рекомендации по организации и “рекламе” конкурса проектов. - Экспертная оценка, рекомендации по структуре курса, по организации проектной работы в рамках этого курса. - Эксперты, готовые выступить в качестве жюри конкурса. - Учителя, заинтересованные во внедрении такого курса на базе своих школ, центров дополнительного образования, центров обучения программированию. - Спонсорская помощь на привлекательные призы для победителей и призеров.
Возможные риски и пути преодоления
- В организации обучения на курсе есть риск уйти в “кнопочное” обучение, когда вместо того, чтобы говорить про концепции программирования, все сводится к освоению среды и её интерфейса путем повторения за учителем. На мой взгляд, это проблема отчасти может решаться технологией перевернутого класса: рутинная работа по освоению среды может быть проведена и без учителя (например, с помощью видеоинструкций), а значительно более ценное время на уроке имеет смысл тратить на обсуждение концепций программирования и поиск решений возникающих проблем. - Язык программирования Java, на который в первую очередь рассчитана Alice, практически не используется для обучения в школах. Это не является серьезной методической проблемой, поскольку сам редактор Alice не требует знания какого-либо языка программирования. - Боязнь нестандартного подхода к изучению программирования. Надеюсь, что общественное обсуждение и обмен опытом с другими педагогами помогут преодолеть этот барьер.
Возможности масштабирования проекта
Я надеюсь, что конкурс “Программируем с Alice” привлечет внимание большого числа педагогов и их учеников. Основная идея проекта состоит в том, чтобы разработать масштабируемый курс и популяризировать новый подход к обучению программированию в образовательном сообществе.
Пример использования проекта
Сегодня существует большой спрос на образование для детей в сфере программирования и большое количество разных обучающих сред разработки. В отличие от многих других таких программ, среда программирования Alice позволяет органично начать изучение программирования с таких концепций, как объект, метод и класс. В ней школьники с самого начала работают в парадигме объектно-ориентированного программирования, которая гораздо больше соответствует современным подходам в программировании, чем структурное программирование, которым, как правило, и ограничивается обычный школьный курс информатики. В течение трех лет я совместно с коллегами разрабатывала и вела курс алгоритмики и программирования для учащихся 6-7 классов. Основное отличие курса от аналогичных состояло в том, что в качестве обучающей среды программирования была выбрана среда Alice, мало распространенная в Российском образовательном пространстве. Это дало возможность создать курс, позволяющий совершенно иначе подойти к изучению программирования. Курс построен таким образом, чтобы максимальное количество времени учащиеся тратили на проектную работу (индивидуальную и в малых группах), поэтому важно, что среда, в которой работают ученики, позволяет создавать проекты по самым разным темам и самой разной направленности: игровые ролики по литературным произведениям, квесты по различным учебным предметам, игры и многое другое. Очень жаль, когда проекты, разработанные учениками на курсе фактически пишутся “в стол”. Это не мотивирует к тому, чтобы делать свой проект максимально красивым, выразительным, эффектным. И наоборот: возможность представить свой проект широкой публике на конкурсе может быть очень мощной мотивацией к работе. Популяризация среды программирования Alice является одной из главных задач моего проекта. Я думаю, что организация конкурса проектов Alice может стать хорошим толчком для этого.
материалы проекта
Текстовые материалы
Сайт “Программируем с Alice”: https://sites.google.com/view/programming-with-alice